• Register

Искусство - страна открытий

Государственное бюджетное учреждение культуры «Сахалинский областной художественный музей» стал одним из восьми музеев Дальневосточного округа – участников проекта Министерства культуры Российской Федерации в сфере изобразительного искусства «Искусство – Страна открытий».

 

Благодаря субсидии Министерства культуры Российской Федерации и в рамках соглашения с АНО «Содружество» Сахалинский областной художественный музей организовал и открыл в 4 квартале 2013 года передвижную выставку в муниципальном бюджетном учреждении культуры «Поронайский краеведческий музей». Выставка «Искусство-Страна открытий» представила музейному посетителю произведения декоративно-прикладного искусства коренных народов Дальнего Востока XIX - XXI вв. и произведения живописи, графики, скульптуры современных дальневосточных художников, созданные в 1970-2000-е гг. под влиянием традиционного  искусства коренных народов. На выставке представлено 189 единиц хранения из фондов Сахалинского областного художественного музея. Выставочный проект объединил народных мастеров и профессиональных художников Чукотки, Камчатки, Приморья, Амурской, Сахалинской области, Хабаровского края, Республики Саха (Якутии). Выставка «Искусство – страна открытий»  напомнит людям о вечных ценностях, достижениях прежних и современных мастеров, художниках, о развитии традиций в современной жизни. Художественными средствами живописи, графики, скульптуры и произведений ДПИ красочно и убедительно переданы традиционные образы народной культуры и их интерпретации в работах современных профессиональных художников. Целью выставочного проекта является сохранение, изучение развития искусства и пропаганда культуры и искусства коренных народов Дальнего Востока в  Сахалинской области с помощью художественных образов, запечатлённых в произведениях из фондов Сахалинского областного  художественного музея. В результате работы выставки изучение  и экспонирование редких предметов позволит проникнуть в глубины самобытного искусства коренных народов Приамурья и Сахалина, прикоснуться к корням уникальной культуры. На выставке предоставлена возможность сравнительного анализа развития искусства коренных народов Дальнего Востока и его влияния на творчество современных дальневосточных художников, взаимопроникновения культур дальневосточных народов. Для начинающих мастеров произведения искусства станут ярким примером для развития своих талантов и своей культуры.

На открытии выставки присутствовали И.П. Полянская, начальник Управления культуры администрации Поронайского городского округа, В.А. Чернова, председатель общества пенсионеров, В.Л. Казанцев, местный художник, В.А. Ли, директор библиотеки, Э.В. Кваст, начальник ЗАГСа, дочери Огавы Хацуко и Н.Д. Бельды – сахалинских мастериц, – с внуками. Во время церемонии открытия представители Сахалинского областного художественного музея Т.М. Буреева и Н.А. Костров после приветственного слова вручили коллегам каталоги «Изобразительное искусство дальневосточных художников в собрании Сахалинского областного художественного музея».

Проект завершается, но передвижная  выставка «Искусство – страна открытий», созданная благодаря поддержке  Министерства культуры Российской Федерации, продолжит свою работу в муниципальных  музеях Сахалинской области.

Сахалинский областной художественный музей благодарит Министерство культуры РФ за поддержку творческого проекта, АНО «Содружество» - за партнерство, МБУК «Поронайский краеведческий музей» - за плодотворное многолетнее сотрудничество.

 Дальневосточное искусство

Российский Дальний Восток всегда оставался и остается теперь для  людей творческих притягательной и  неисчерпаемой землей. История ее освоения связана с именами первопроходцев, одержимых идеей новых открытий, идеей достижения земных пределов и  выхода к вольным океанским просторам. Художник в своем неизменном творческом стремлении к новым впечатлениям, желании найти свою terra incognita тоже имеет право быть названным первопроходцем. Он шел вслед за первооткрывателями новых земель, а иногда и вместе с ними. Их верное служение высоким патриотическим идеалам, мужественное преодоление физических и моральных испытаний и стало нравственно-исторической основой сегодняшнего мировосприятия дальневосточника.

     Советское дальневосточное  искусство и советский дальневосточный  художник имеет свою особую  судьбу. Уникальный художественный  опыт сложился на основе жизнедеятельности первых локальных очагов художественной культуры периода становления советской власти на Дальнем Востоке и активного творческого ее развития в послевоенный период, организованного в рамках советской культурной политики.

     Особое достоинство  дальневосточной школы составляет  культурно-историческая уникальность  ее традиций. Их весомый идейно-творческий  статус, отмеченный патриотической  преданностью государственным интересам,  причастен к общероссийской духовной  традиции, проявившей себя в советской  истории как парадоксальный культурный  феномен. Ответственное гражданское  осознание своей художнической  предназначенности поднимало творчество  советского художника на уровень  самоотверженного служения искусству,  возвышало до истинного гуманизма  своего времени.  

     Общая творческая  судьба дальневосточных художников, определяющая особую их историческую  роль в освоении неведомой  зрителю до середины прошлого  века земли, в новом столетии  не освобождает их от некогда  взятых на себя обязательств. Формирование образа Дальнего  Востока, основанного на современном  мировосприятии, непосредственно связанном  с познанием исторически сложившегося  характера земли, представляется  в дальневосточном искусстве  делом трудным и далеко не  завершенным. Унаследовавшие от  советской традиции общепатриотическое понимание Родины среднее и младшее поколения дальневосточных художников сумело его усложнить до понимания Родины Дальневосточной, которой стал для них отдаленный суровый край. В новой активно мобилизующей социально-исторической ситуации последних десятилетий дальневосточное искусство вплотную соприкоснулось с основополагающим (и хочется надеяться исторически перспективным) в регионе процессом активного взаимодействия традиций Запада и Востока, которое приблизило к пониманию универсальных категорий бытия, дающему художнику чувство бесконечности образного пространства, объединяющего человеческое сознание ощущением единой живой природы мира.

Декоративно-прикладное искусство коренных народов Дальнего Востока

Декоративно-прикладное искусство  коренных народов Дальнего Востока  развито на основе традиционных народных ремесел: пошиве национальной одежды, вышивки, изготовлении посуды, предметов быта, орудий промысла с использованием художественной обработки меха, замши, кожи рыбы, бересты, кости и резьбы по дереву.

Сдержанность цветовой гаммы и  орнаментальных мотивов при гармоничном  сочетании красок и выдержанности  композиции – главное отличие  произведений сахалинских мастеров. Многовековые традиции сохраняются  до настоящего времени. Нанайские, нивхские, ульчские мастерицы отдают предпочтение вышивке и изготовлению берестяных изделий. Традиционная одежда народов  Дальнего Востока — один из самых  массовых видов художественного  творчества, сочетающий в себе искусство  кроя, аппликации, вышивки, обработки  кожи, металла, камня.

Традиционно праздничные халаты украшают орнаментальной вышивкой. Нанайский  свадебный халат украшали изображениями  чешуи мудура (дракона), которого считали  защитником от злых духов, и родового древа. Корякские, уйльтинские, чукотские, эвенкийские женщины, главным образом, занимаются художественной обработкой меха, ровдуги – замши из шкуры оленя. В традициях корякских мастериц сшита спичечница, украшенная меховой мозаикой. Эвенкийские и уйльтинские кумаланы украшали мозаикой и вышивкой подшейным волосом оленя. Чукотские мастерицы оформляли продержкой замшевым ремешком ровдужные изделия: традиционные костюмы, сумочки, детские мячи.

Применяемая до XIX в. при шитье одежды, обуви и сумочек кожа рыбы используется в современных изделиях плоскостной  формы: панно, подвесках, украшениях.

Многие мастера находили вдохновение  в резьбе по дереву и кости. Коренные народы Приамурья и Сахалина знали  множество технических приемов  резьбы и росписи, выполняя из дерева амулеты, посуду, игрушки, оригинальные макеты жилищ, модели транспортных средств. Особое внимание уделяется оформлению ритуальной посуды, предназначенной  для «медвежьего праздника» и  обряда кормления «хозяина моря».

Чукчи и эскимосы, живущие морским  промыслом, тысячелетиями вырезали из моржовых клыков разнообразные инструменты  и украшения: возраст самой древней  находки на Чукотке – костяного  наконечника гарпуна – около  трех с половиной тысяч лет. Первоначально  она была черно-белой: граверы использовали в качестве красителя сажу жирников, которыми отапливались и освещались яранги. Позднее изображения стали  многоцветными. Гравировку на моржовых клыках смело можно назвать первобытными комиксами: большинство рисунков представляют собой законченный рассказ. Классические сюжеты вращаются вокруг быта охотников на морских животных, наивных историй, чукотских мифов и легенд.

Предметы декоративно-прикладного  искусства коренных народов Дальнего Востока и произведения дальневосточных  художников в пространстве выставки объединяет выражение любви к  своей земле, её неповторимой красоте. Осмысленная  в веках  традиционным искусством и воспетая современными мастерами,  притягательность дальневосточного края продолжает удивлять и восхищать  жителей и гостей Якутии, Хабаровского и Приморского края, Приамурья, Сахалина, Камчатки, Чукотки.

 

Школа восприятия

Ресурсный центр

На краю земли

Русский музей

Режим работы

Режим работы музея:

Вт-вс: с 10:00 до 18:00

Касса работает с 10:00 до 17:30

Четверг: с 10:00 до 20:00

Касса работает с 10:00 до 19:30

Понедельник - выходной.

Контакты

© 2010 ГБУК «Сахалинский областной художественный музей»
693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 137

Заказ экскурсий:                    8 (4242) 723-643               Факс: 8 (4242) 722-925

Отправить сообщение..