• Register

Программа "Школы восприятия"

Программа  музейной студии для семей, имеющих малышей 3-х – 6-ти лет  «Школа восприятия»

                                                        Автор: зав. отделом музейной педагогики ГБУК СОХМ З.В. Турманова

(на основе программы «Развитие визуального мышления дошкольников и коррекция отношения взрослых к детскому творчеству и  художественному восприятию», созданной автором в 1997г и рецензированной   М. Ю. Юхневич, ведущим научным сотрудником Российского института культурологии и А. Г. Бойко, зав. сектором Российского центра музейной педагогики ГРМ)

 

Цель программы: Развитие визуального мышления дошкольников и коррекция отношения взрослых к детскому творчеству и художественному восприятию, воспитание музейной зрительской культуры.

Главные задачи программы:

    • установить правила поведения семьи в музее и на занятиях, определить роли всех участников учебного процесса, адаптировать семью в музейной среде;
    • информировать взрослых членов семьи о зрительских и творческих качествах их ребёнка;
    • обучить навыкам восприятия языка живописи;
    • способствовать развитию визуального мышления малышей;
    • помочь в формировании художественного вкуса всех членов семьи.

 

  1. Пояснительная записка

Программа создана с учётом использования  произведений из  постоянных экспозиций и фондов ГБУК «Сахалинский областной  художественный музей».

Актуальность  создания данной программы обусловлена  постоянным ( в течение 15-ти лет) спросом со стороны музейных посетителей, имеющих малышей дошкольного возраста.

Занятия в «Школе восприятия» способствуют  адаптации  семьи в музее и  обучению навыкам  восприятия языка  живописи.

Эта программа отличается от программ подобного  профиля тем, что  в ней предусмотрено  обучение родителей музейно - педагогическим навыкам работы с ребёнком во время процесса восприятия произведения и во время художественного творчества.

Объектом  изучения программы является   только искусство живописи.

Для развития пространственного мышления ребёнка и для повышения моторных  функций его рук, развития тактильной чувствительности и пластичности движений, в программу введены несколько  часов занятий бумажной пластикой.

Основной  метод программы – совместное обучение   ученической пары –  «взрослый и ребёнок».

Формы работы студии: занятия, выставки, акции, домашний театр,  лекции для родителей  – «Родительские чтения».

Каждое  занятие состоит из четырёх частей: просмотр произведения,  «проигрывание» творческого  задания, художественное творчества, мини-худсовет и мини-выставка.

Ученики студии занимаются в экспозиционных залах музея. Работы участники творческого  процесса создают  гуашевыми красками на  больших листах бумаги, разложенных  на полу.

Такой способ работы выбран в связи с  физиологическими особенностями формирования зрительной и двигательной системы  ребёнка 3-х – 6-ти лет.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Программа рассчитана на два года обучения.

Первый год  обучения для семей, имеющих детей  от 3-х до 4,5 лет, второй – для семей, имеющих детей от 4,5 до 6-ти лет.

Набор в группы студии свободный по количеству мест. Занятия проходят по воскресным дням. Программа каждого года занятий  предполагает 36 дней занятий, на 42-44 академических  часа. Занятия  для взрослых до 4-х  академических часов, совместные с  детьми – 1 академический час. Один раз в неделю (воскресенье)  с  сентября по май включительно.

Задачи первого года обучения:

  • Освоение ученической парой «взрослый и ребёнок» музейного пространства, музейных правил поведения, распорядка работы студии и правил работы во время занятия;
  • Начало изучения взрослыми участниками учебного процесса студии возрастной психологии восприятия, особенностей детского рисунка 3-х – 4,5- летнего возраста;
  • Начало освоения  ученической парой «взрослый и ребёнок» восприятия языковых элементов живописи;
  • Начало обучения малышей основам живописной техники, построению фигур,  фронтальных и центральных композиций;

Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Наименование разделов и тем

Общее кол. часов

В том числе

теор.

практ.

1

                                                          2

3

4

5

1

Акции и выставки

11

9,8

1,2

1.1

«Родительские чтения».  Регистрация, анкетирование. (Анкета №1) Знакомство с музеем.  Лекция о возрастных особенностях художественного восприятия ребёнка 3-х – 6-ти лет.  Знакомство с программой и правилами студии.

Визуальный ряд: экспозиции музея, Симаков С. В. диптих  Семья Куликовых. (5403, 2906), Манткава Г.М. Восточный мотив.(3431), Танец (3434)

 

4

 

4

 

1.2

Церемония посвящения в ученики «Школы восприятия»

Визуальный ряд: временные выставки музея.

1

0,5

0,5

1.3

«Родительские чтения».  Анализ  детских  работ и педагогической деятельности родителей. Лекция  «Язык искусства. Восприятие цвета» .  Обсуждение  программы студии.

Визуальный ряд: Поликарпов С.С.  Натюрморт с перцем. (6538), Слепов С. П. Портрет Нины. (5990), Старовойтов В. Н. Перед рассветом. (6652), Боручев А. Подсолнухи в вазе. (7517)

 

4

 

4

 

1.4

Открытие отчётной выставки за прошедший  учебный сезон.

1

1

 

1.5

Акция «Дорога в музей». Закрытие сезона.

Визуальный ряд: временные и  постоянные выставки музея.

1

0,3

0,7

2

Пейзаж ландшафтный 

9

 

 

2.1

Знакомство с музеем. Космос.  Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд : экспозиции музея, Бордачёв С. М.  Спираль. (2976), Симаков С. В.  Лист 1. Из серии «Пляж». (5470)

1

0,4

0,6

2.2.

Моя островная земля. Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд : Энцо Сильви. Россо Пимарио.(2973)

1

0,4

0,6

2.3

Морской пейзаж. Марина. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Дубовской  Н. Н.  Море и небо. (6026)

 

1

 

0,4

 

0,6

2.4

Остров Буян. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд :  Скориолли А.Н. Этюд. Вулкан Менделеева. (3047), Манизер Г.М. Маяк Анива. Смена вахты. (7514)

 

1

 

0,4

 

0.6

2.5

Зов синего кита. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Штейнберг И. Сахалин. Бухта Край света. (2103), Слепов С. П. Рыбки и камни.(5989)

 

1

 

0,4

 

0,6

2.6

Дерево. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Нариманбеков Т.Ф. Ранняя весна. (2669), Моисеенко Е.Е. Берёза. (307)

 

1

 

0,4

 

0,6

2.7

Ёлка. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Ткачёвы А. П. и  С. П. Морозное утро. (1906)

1

0,4

0,6

2.8

Лукоморье. Совместная работа всех групп  студии.

Визуальный ряд: Римас Бичунас. Приморские сосны. (7507),

1

0,4

0,6

2.9

Лес. Индивидуальное творчество. 

Визуальный ряд: Хорошилов Е. Б. Зимний лес (НВФ- 1051), Генин Н.  Л. Берёзы (880)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

1

0,4

0,6

3

Пейзаж городской

4

1,6

2,4

3.1

Дом,  в котором я живу. Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд: Попков В. А. Суббота. (2145), Табанин В. И. Руан. Нормандия. (304)

1

0,4

0,6

3.2

Окно. Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд: Романова Е.Б. Осень. Сентябрь в деревне. (2737)

1

0,4

0,6

3.3

Улица. Совместная работа всех групп  студии.

Визуальный ряд: Кац И. Л. Окраина Калининграда.(3257), Фомин П. Т. Венеция. (137).

 

1

 

0,4

 

0,6

3.4

Замок. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Пименов В. В. Нарва. Крепость. (84)

1

0,4

0,6

4

Портрет

7

2,8

4,2

4.1

Бабочка. Индивидуальное творчество. Визуальный ряд: Симаков С. В. Лист 1. Из серии  «Прощальный полёт махаона»(5475), Белютин Э.М. Разговор ( 7788)

 

1

 

0,4

 

0,6

4.2

Портрет коровы Атлантиды. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Нариманбеков Т. Ф. Портрет искусствоведа,(309), Кирюхина Н.С. Дама с попугаем (7052)

 

1

 

0,4

 

0,6

4.3

Снеговик.  Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Белютин Э.М. Ссора. (7789)

1

0,4

0,6

4.4

Солнечный зайчик.  Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Гаврилов И.В. Красный  куст. (6308)

1

0,4

0,6

4.5

Мужской портрет. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Романова Е. П. Дачник. (8653)

1

0,4

0,6

4.6

Женский портрет.  Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Пырков А.А. На балконе. (2174), Пырков А.А. Настроение. (2172)

1

0,4

0,6

4.7

Дед мороз и Снегурочка. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд:  Коваль К. П. Зимний лес. (88)

          1

0,4

0,6

5

Натюрморт

          2

0,8

1,2

5.1.

Скатерть Самобранка. Совместная работа всех групп.

Визуальный ряд: Владыкин В. В. Натюрморт штурманский. (2159), Коваль К. П. Красные рыбы. (89), Хорошилов Е. Б. Натюрморт с самоваром. (3113)

1

0,4

0,6

5.2

Цветик Семицветик. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Боручёв А. Подсолнухи в серой вазе. (7522), Наумова Н.Н. Букет фантазии. (7461)

 

1

 

0,4

 

0,6

6

Анималистический жанр.

3

1,2

1,8

6.1

Мои любимые животные.  Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Ткачёвы С. П. и  А. П.  Зимка. (6301), Шапранов В. П. Улыбка серого кота. (3484)                                   

 

1

 

0,4

 

6.2

Зов синего кита. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Кантур В. Л. Рыба –  птица. (6823), Слепов С. П. Рыбки и камни. (5989)

 

1

 

0,4

 

6.3

Птицы. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Симаков С.В. Конёк  Горбунок. (5487)

1

0,4

 

7

Бумажная пластика

7

2,1

7,9

7.1

Солнышко моё. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

7.2

Цветик семицветик. Индивидуальное творчество.

1

0.3

0,7

7.3

Дерево. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

7.4

Ёлка. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

7.5

Дом,  в котором я живу.

1

0,3

0,7

7.6

Космос. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

7.7

Чудо-юдо, рыба кит. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

 

 

 

Задачи второго года обучения:

 

 

    • Участие  учеников студии в музейных выставках, акциях, мероприятиях, в жизни музея;

 

    • Продолжение изучения взрослыми учениками студии возрастной психологии восприятия, теории цвета  и основ музейной педагогики;

 

 

    • Освоение  ученической  парой «взрослый и ребёнок» навыков  художественного восприятия;

 

    • Освоение малышами основ многослойного письма и  построения многофигурных композиций.

 

 

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения.

 

 

 

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

2

3

4

5

1

Акции и выставки

11

9,8

1,2

1.1

«Родительские чтения».  Регистрация, анкетирование. (Анкета №2) Анализ деятельности студи прошлого года. Лекция «Искусство, как отражение мира». Знакомство с программой работы студии на предстоящий  учебный год.

Визуальный ряд: экспозиции музея, и временные выставки.

4

4

 

1.2

«Родительские чтения».  Анализ  детских  работ и педагогической деятельности родителей. Лекция  «Язык искусства. Линия.  Напряжённость и живописность».  Визуальный ряд: Работы О. Кудряшова, Эндера Каца и А. Зинштейна. Кудряшова О.А.

4

4

 

1.3

Церемония посвящения в ученики «Школы восприятия».

Визуальный ряд: Временные выставки музея.

1

0,5

0,5

1.4

Открытие отчётной выставки за прошедший  учебный сезон.

1

1

 

1.5

Акция «Дорога в музей». Закрытие сезона.

Визуальный ряд: Временные выставки и постоянные экспозиции музея.

1

0,3

0,7

2

Пейзаж ландшафтный

7

2,8

4,2

2.1

Белый пароход .  Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Шебеко  К. И.  У Курильских берегов. (94), Чаругин Н.П. Утро. Курильские острова. (2100)

1

0,4

0,6

2.2

Города на островах. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Нариманбеков Т.Ф. Утренний Баку. (313), Кац И.Л. Окраина Калининграда. (3257), Дробноход С. В.  Моя любовь к морю. (2912)

1

0,4

0,6

2.3.

Буря в океане. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Барский  В.С. Стихия. (6284). Барский В. С. Полнолуние. (283)

1

0,4

0,6

2.4

Пляж. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Погребняк В. Н. Девушки хотят потанцевать.(7807), Лучишкин  С. А. Жаркий день. (1778), Гинсбург О. Художница (НВФ – 1342), Белютин Э.М. Судак. Крым. Нина Молева на пляже. (9351)

1

0,4

0,6

2.5

Дорога (в лесу, в горах, через реку). Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Ковенчук Г.В. Старая Ладога. (165), Лучишкин С. А. (1774)

1

0,4

0,6

2.6

Городской парк. Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд: Гаврилов И. В. Зима. Высший Волочёк. (7496)

1

0,4

0,6

2.7

Буря в лесу. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Генин Н.Л. Осень.(605), Генин Н.Л. Весна. (608)

1

0,4

0.6

3

Пейзаж городской

10

4

6

3.1

Город в горах. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Сысолятин Г. А. Село Никулино в снегах. (1406), Степанов    Камчатский пейзаж. ( НВФ-1015)

1

0,4

0.6

3.2

Дождь в городе. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Доронин В.Н. Ленинград. Аничков мост. (3109), Кирюхина Н. С. Улица  Ленина. Из серии «Ритмы города». (8452)

1

0,4

0.6

3.4

Снег в городе. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Косьмина В.С. Зимняя сказка. (4959)

1

0,4

0.6

3.5

Ночь в городе. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Ковенчук К. И. Белая ночь. (167)

1

0,4

0.6

3.6

Городской пейзаж в окне. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Андронов В. И. В  окне. (7676)

1

0,4

0.6

3.7

Городские крыши. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Мантква Г.М. Порт Корсаков. (2893)

1

0,4

0.6

3.8

Автобусная остановка. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Суровцев А. П. Арбатская  площадь. (350). Фомин П. Т. Площадь цветов. (172)

1

0,4

0.6

3.9

Памятник. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Симаков С.В. Дорога в Неаполь. (6677), Мусатов. В парке. (НВФ – 1283Ж)

1

0,4

0.6

3.10

Праздник в городе. Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд: Симаков С. В. Сена и ночь. (6679),

1

0,4

0.6

4

Портрет

     

4.1

Портрет женский, с цветами. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Симаков С. В. Портрет  с сиреневым букетом. (2907)

1

0,4

0.6

4.2

Портрет мужской, с книгой. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Хорошилов Е.Б. Портрет искусствоведа Зурупа.(НВФ-1050), Ермолин Р.Н. Портрет Подоплётова. (2131)

1

0,4

0.6

4.3

Чаепитие. Семейный портрет. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Бабич.   Остроумова А. Г. Семейный портрет. (2929), Ермолин  Р.Н. Семья. (2132)

1

0,4

0.6

4.4

Портрет в окне. Хочу гулять. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Гаврилов и. В. Радость. Лето. Васильки.

1

0,4

0.6

4.5

Зеркало. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Манткава Г. М. Зеркало. (877), Мызников Г. С. Доброе утро. (371)

1

0,4

0.6

4.5

Я и мои друзья. Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд:  Манткава Г. М. Друзья – товарищи. (2895)

1

0,4

0.6

4.6

Портрет сюжетный. Автопортрет ( с шариками, с зонтом, с мячом, с тростью….). Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Манткава Г. М. Продавщица цветов. (7678)

1

0,4

0.6

5

Жанровая картина

5

2

3

5.1

На рыбалке. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Манткава Г.М. Зимняя рыбалка. (7280)

1

0,4

0.6

5.2

В музее. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: музейные экспозиции.

1

0,4

 

5.3

В театре. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд:  Мукамбетов М. Балерины. (1750), Наговалов.  Эскиз к спектаклю «Провинциальные анекдоты». ( НВФ-1013), Курченко А. А. Эскиз к спектаклю «Стакан воды». ( НВФ – 1017)

1

0,4

0.6

5.4

На катке. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Манткава Г. М. Прыжки с трамплина на приз газеты «Советский Сахалин». (3093)

1

0,4

0.6

5.5

Во дворе. В магазине. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Щербаков В. В. Иней в Борисоглебске. (6280), Королёв М. И. В советской фантории. (НВФ – 974хх)

1

0,4

0.6

6

Бумажная пластика

7

2,1

4,9

6.1

Традиции ориками. Коробочки. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

6.2

Композиция - лес. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

6.3

Композиция – улица. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

6.4

Композиция. Зов синего кита. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

6.5

Композиция. Белый пароход. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

6.6

Композиция. Город – солнце. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

6.7

Композиция – на старт! Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

 

Темы внутри блоков программы  могут передвигаться  преподавателем студии по мере надобности+. Например, занятие «Снеговик», которое является  упражнением по «складыванию» изображения  человеческой фигуры эффективнее провести в конце ноября.  После того, как дети уже получат опыт по складыванию  фигуры снеговика.

 

Темы  «Бабочка», «Снеговик» и «Портрет коровы Атлантиды» включены в раздел «Портрет»,  а не в  раздел «Анималистический жанр». Это сделано потому, что в учебном задании они представляют образы очеловеченных героев. Задания, предшествующие их изображению служат  пособием выстраивания ребёнком 3-х – 4,5-тилетнего возраста полной человеческой фигуры, а не «головонога».

 

Совместные работы всех учеников студии способствуют решению  психологических задач:

сплочению учеников, формированию взаимопонимания между ними,  снятию страхов перед большим  пространством изображения, приобретению уверенности в  собственных силах, формированию свободной творческой  атмосферы. 

Программа второго года обучения  включает те же блоки, что  и первого года, однако изображения  усложняются сюжетно, малыши изучают  многослойное письмо и оттенки цвета.

 

Произведения, предлагаемые автором для просмотра, можно  менять в зависимости от технологической  и сюжетной задачи занятия. Возможно  использование произведений современных  живописцев из временных выставок, проходящих в это время в музее.

 

Праздник «Церемония посвящения  в ученики «Школы восприятия»», способствует вхождению малыша и его  семьи, в мир «взрослого» музея. Даёт возможность ученикам первого года обучения осмотреться, привыкнуть к  новым условиям  незнакомого пространства. Ученикам второго года обучения помогает почувствовать себя гостеприимными хозяевами музейного «дома». Именно они и их родители являются артистами  домашнего театра студии, костюмерами  спектаклей  всех её мероприятий. Выпускники «Школы восприятия» приобретают  привычку следить за жизнью музея, становятся постоянными посетителями его выставок и мероприятий, способными по-настоящему наслаждаться искусством и ценить его.

 

В  течение всего времени  существования музейной студии «Школа восприятия, с 1997 года, издаются учебные  пособия для семейного чтения, позволяющие расширить аудиторию  «Школы восприятия»  и сделать  занятия студии доступными для всех жителей  Сахалинской области. Этому  способствуют проводимые автором научно-практические семинары для специалистов по педагогике искусства, передвижные выставки студии, лекции и мастер-классы. С 2008 года в  рамках работы «Школы восприятия» создана  и работает художественная студия для  взрослых («Мамина школа»).

 

 

С содержанием занятий, выставок и мероприятий «Школы восприятия»  можно ознакомиться в следующих  изданиях:

 

Туорманова З.В.  Семья в Сахалинском областном художественном музее.// Сборник статей научно-практической конференции художественных музеев России «Музей и зритель», Архангельск ГРМ и ГМО «Художественная культура севера», 1995г.;

Турманова З.В.  Социально-культурный аспект программы по развитию и коррекции художественного восприятия (опыт, проблемы, перспективы). //Материалы XXXII научно-методической конференции преподавателей ЮСГПИ (апрель 1997г.);

Турманова З. В. Путеводитель как опыт музейной коммуникации. Вестник ассоциации «Открытый музей» №1, Красноярск, 1998г.;

Турманова З.В. Особенности музейного неформального художественного образования. Сахалинский областной художественный музей. Опыт, проблемы, перспективы. //Материалы XVIII областных педагогических чтений «Образование в Сахалинской области на рубеже веков: опыт, проблемы, перспективы», Южно-Сахалинск, 2001г.;

Турманова З.В. Формы просветительной работы с семьёй в Сахалинском областном художественном музее. Сборник статей СОХМ №1, Южно-Сахалинск, Сахалинское книжное издательство, 2005г.;

Турманова З.В.. Поднимая занавес «Школы восприятия». Ж. Искусство в школе №1, 2008г.

Турманова З.В. История комплектования, экспонирования, изучения и популяризации детского творчества в Сахалинском государственном областном художественном музее( опыт, проблемы, перспективы). Сборник статей СОХМ №2-3. Южно-Сахалинск,2008-2009г.г.;

Турманова З.В.  Один из способов привлечения в музей взрослой аудитории и принципы работы с ней на примере методологии «Школы восприятия» - студии для семей, имеющих малышей 3-6 лет, Сахалинского областного государственного художественного музея. Сборник статей СОХМ №2-3. Южно-Сахалинск,  2008-2009г.г.;

Турманова З.В. Наше завтра, или сказки бабушки Ладушки., Южно-Сахалинск, 2009г.;

Турманова З.В. Методические аспекты образовательной программы «Введение в восприятие изобразительного искусства» Сахалинского областного художественного музея. //Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества русского музея «Музей и образование в новом социокультурном измерении». Санкт-Петербург, 2010г.

 

Литература, использованная автором для разработки программы:

 

 Фолль К. Опыты сравнительного изучения картин. М.:  Издание Г.А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916г.;

В.В. Селиванов. Восприятие искусства. (Методическое пособие в помощь лектору), На правах рукописи. Общество «Знание» РСФСР. Ленинградская организация., Ленинград., 1970г.;

Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: «Советский художник», 1978г.;

Зись А. Я. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991г.;

Виппер Б.Р. Введение в  историческое изучение  искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985г.;

Даниель С. М. Искусство  видеть. Л.:  Искусство, Ленинградское  отд-е, 1990г.

Зайцев А. С. Наука о  цвете и живопись. М.: «Искусство», 1986г.;

Фринлендер М. Знаток искусства. Музей 6. М.: Советский художник, 1986г.;

Фомина Н.Н. Формирование художественных впечатлений. Ж. Творчество № 11, 1985г.;

Грэйс Крайг. Психология развития. Санкт-Петербург: «Питер», 2000;

Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном  изучении.

 

Объективное изучение личности.  Том 2-ой. Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 1999г.;

Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки. М.: Смысл, 2001г.;

Обухова Ф. Возрастная психология. М.: Высшее образование МГППУ, 2008г.;

Сергиенко. Раннее когнетивное развитие. Новый взгляд. М.: «Институт психологии РАН», 2006г.;

Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. М.: «Питер», 2009г.

Мысливцева Г.Ю. Детский  рисунок (к вопросу экспонирования)//Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй музей» ГРМ, Санкт-Петербург, 1995г.;

Фомина Н.Н. Пластические искусства. Ж. Искусство и образование  №1,2000г.;

Салтыков А. Соединение вечного и временного. Ж.  «Искусство в школе» №4, 2000г.;

Сальников в. Ж. «Художественный  журнал» №43/44, 2002

 

 

Приложение:

Анкеты первого и второго  года обучения:

 Анкета первого года обучения

Анкета второго года обучения

 

Новости

24 февраля

24 февраля музейный кинозал работать не будет! Приносим свои извинения.

Утро Родины

Фестиваль телевизионных художественных фильмов «Утро Родины»

Южно-Сахалинск 8 – 14 марта 2018

Четверг, 8 марта – С Международным Женским Днем!

Время

Место

Событие

15.00-16.30

Кинотеатр «Октябрь», малый зал

Конкурсный показ

Фильм «Бесстыдники» (2016, 24 серии) НТВ (ВБД Групп), 18+

Представляет заслуженный артист России Алексей Шевченков

 

17.00-18.30

Кинотеатр «Октябрь», малый зал

Внеконкурсная программа

Вступительное слово телекритика Сергея Землянухина

 

Показ телеспектакля

Всего несколько слов в честь господина де Мольера (1973, 107 мин., ч/б), 12+

Реж. Анатолий Эфрос

Актеры: Ю. Любимов, Л. Дуров, А. Ширвинд, Л. Броневой, Л. Гафт, О. Яковлева. Л. Круглый, Л. Каневский

 

18.00-20.00

«Кристалл». Ледовая арена

Церемония открытия

первого Фестиваля телевизионных Фильмов «Утро Родины»

Концерт, 12+

Группа «Моральный кодекс»

 

Пятница, 9 марта 2018

Время

Место

Событие

13.00-15.00

Кинотеатр «Октябрь», малый зал

Конкурсный показ 

Фильм «А у нас во дворе», 12+

(2012-2015, 12 серий) ПК (МАГ-ТВ)

Представляет режиссер фильма Ольга Музалева

 

15.30-17.30

Кинотеатр «Октябрь», малый зал

Встреча со съемочной группой

Конкурсный показ

Фильм «Ивановы-Ивановы», 16+

(2017, 20 серий по 25 мин.) СТС (ВБД групп, Pick up)

Представляет актриса театра и кино Флоринская Александра

17.00-18.00

Театр кукол

Лекция

Александр Адабашьян

Кинодраматург, художник, киноактёр, кинорежиссёр, сценарист.

Заслуженный художник РСФСР (1983), заслуженный деятель искусств РФ (2016)

«Как снять свой первый фильм», 12+

 

16.30

Кинотеатр «Комсомолец»

Программа Чехов. Дубль 1

Фильм «Палата № 6» режиссер К. Шахназаров, 2009, 16+

 

 

18.00-19.30

Кинотеатр «Октябрь», малый зал

Внеконкурсная программа

Вступительное слово телекритика Сергея Землянухина

Показ телеспектакля

Страницы журнала Печорина (1975, 87 мин., цв.), 0+

Реж. А. Эфрос Актеры: О. Даль, А. Миронов, О. Яковлева, И. Печерникова, Л. Броневой

 

18.00

«Кристалл». Ледовая арена

Концерт

Группа Bell Suono

20.00-22.00

Кинотеатр «Октябрь»

Предпремьерный показ

Фильм «Первые» реж. Дмитрий Суворов, 2018 г., Россия, 1ч 40 мин, 16+

Вступительное слово

Министра по развитию Дальнего Востока А. С. Галушки,

руководителя Каро-Премьер А. А. Рязанцева

Суббота, 10 марта 2018

Время

Место

Событие

13.00-15.00

Кинотеатр «Октябрь»,

малый зал

Встреча со съемочной группой

Конкурсный показ

Фильм «Доктор Рихтер», 16+

(2017, 24 серии) Россия 1 (Нон-стоп продакшн)

15.30-17.30

Кинотеатр «Октябрь»,

малый зал

Встреча со съемочной группой

Конкурсный показ

Фильм «Демон революции», 12+ 

(2017, 8 серий) Россия1 (Нон-стоп продакшн)

Представляют Народный артист России Евгений Миронов

17.00-18.30

Театр кукол

Лекция

Режиссер и продюсер Николай Лысенков и актриса Ксения Карпова

 «Как стать продюсером и снять кино в 16 лет», 12+

Рассказ и обмен опытом съемочной группы фильма « Я был. Я есть. Я буду »

Социальная драма, которую сняли дети от 12 до 18 лет.

16.30

Кинотеатр «Комсомолец»

Программа Чехов. Дубль 1

Фильм «Сад» режиссер С. Овчаров, 2008, 12+    

18.00-19.30

Кинотеатр «Октябрь»,

малый зал

Внеконкурсная программа

Вступительное слово телекритика Сергея Землянухина

Показ телеспектакля

Тевье-молочник (1985, 88+91 мин., цв.), 12+

Реж. Сергей Евлахишвили Актеры: М. Ульянов, Г. Волчек, В. Симонов, С. Маковецкий

19.00-21.00

Театр «Чехов-центр»

 

Концерт-спектакль

«Творческий вечер Чулпан Хаматовой «Пунктиром», 12+ 

Воскресенье, 11 марта 2018

Время

Место

Событие

13.00-15.00

Кинотеатр «Октябрь»,

малый зал

Встреча со съемочной группой

Конкурсный показ

Фильм «Екатерина. Взлет», 12+ 

(2016, 12 серий) Россия 1 (Амедиа, Cosmos)   

Представляет актер и режиссер Дмитрий Иосифов, актриса Любава Грешнова

15.30-17.30

Кинотеатр «Октябрь»,

малый зал

Конкурсный показ

Встреча со съемочной группой

Фильм «Полицейский с Рублевки. В Бескудниково», 16+

(2017, 8 серий) ТНТ (ТНТ Киносериал)

Представляет актер Роман Попов

 

16.30

Кинотеатр «Комсомолец»

 

 

Программа Чехов. Дубль 1

Фильм «Три сестры» режиссер Ю. Грымов, 2017, 16+

17.00-18.30

Театр кукол

Лекция

Кирилл Разлогов

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ

 «Трансформации повествования между кино, ТВ и Интернетом», 12+

 

18.00-19.30

Кинотеатр «Октябрь»,

малый зал

Внеконкурсная программа

Вступительное слово телекритика Сергея Землянухина

Показ телеспектакля

Игроки (1978, 101 мин., цв.), 0+

Реж. Роман Виктюк Актеры: А. Калягин, В. Гафт, Л. Марков, А. Лазарев, М. Терехова

 

18.00-20.00

Кинотеатр «Октябрь»

Концерт «Иеромонолог»

Иеромонах Фотий, насельник Свято-Пафнутьева

Боровского монастыря, победитель IV сезона телепроекта «Голос», 0+

 

 

Понедельник, 12 марта 2018

Время

Место

Событие

13.00-15.00

Кинотеатр «Октябрь»,

малый зал

Встреча со съемочной группой

Конкурсный показ

Фильм «Петр Лещенко. Все, что было…» (2013, 8 серий) ПК (ЦПШ), 12+

Представляет режиссер Владимир Котт

15.30-17.30

Кинотеатр «Октябрь»,

малый зал

Встреча со съемочной группой

Конкурсный показ

Фильм «Троцкий», 18+ 

(2017, 8 серий) ПК (Среда)

Представляют актеры Евгений Стычкин и Ольга Сутулова

16.30

Кинотеатр «Комсомолец»

Программа Чехов. Дубль 1

Фильм «Братья Ч» режиссер М. Угаров, 2014, 16+   

17.00-18.30

Театр кукол

Лекция

Александр Велединский

Режиссер, сценарист

«В телекино самое важное сценарий», 12+

18.00-19.30

Кинотеатр «Октябрь»,

малый Зал

Внеконкурсная программа

Вступительное слово телекритика Сергея Землянухина

Показ телеспектакля

Повести Белкина. Выстрел (1981, 68 мин., цв.), 0+

Реж. Петр Фоменко Актеры : А. Эйбоженко, О. Янковский, Л. Филатов

 

19.00-20.30

 

Театр «Чехов-центр»

 

Концерт

Творческий вечер Максима Дунаевского «Судьба не раз шепнет «Мерси боку»», 6+

 

21.00

Кинотеатр «Октябрь»

Концерт 

Степан Мезенцев – скрипач-виртуоз

Резиденты Comedy club «Дуэт «20:14»», 16+

Вторник, 13 марта 2018

Время

Место

Событие

13.00-15.00

Кинотеатр «Октябрь», малый зал

Встреча со съемочной группой

Конкурсный показ

Фильм «Салам Масква», 18+

(2012, 16 серий) ПК (Русский проект)

Представляют

сценарист Мария Сапрыкина, актер Александр Голубков,

 кинорежисер, продюсер Павел Бардин и актриса Марина Орел

 

15.30-17.30

Кинотеатр «Октябрь», малый зал

 

Встреча со съемочной группой

Конкурсный показ

Фильм «Оптимисты», 12+

(2017, 13 серий) Россия 1 (ПК Тодоровского)

Представляет режиссер Валерий Тодоровский

16.30

Кинотеатр «Комсомолец»

Программа Чехов. Дубль 1

Фильм «Черный монах» режиссер И. Дыховичный, 2008, 12+    

17.00-18.30

Театр кукол

Лекция

Павел Санаев

Режиссер, писатель, сценарист

«Верность цели в трудные времена на примере героя романа «Хроники раздолбая»

(с чтением фрагментов книги), 12+

 

18.00-19.30

Кинотеатр «Октябрь», малый зал

Внеконкурсная программа

Вступительное слово телекритика Сергея Землянухина

Показ телеспектакля

Попечители (1982, 67+72 мин., цв.), 12+

Реж. Михаил Козаков

Актеры: М Козаков, Е.Романова, Е Коренева, О.Янковский, Л.Броневой, И.Дмитриев, Р.Маркова, Ю.Горобец, В.Носик

 

20.00-22.00

Кинотеатр «Октябрь»

Предпремьерный показ

Фильм «Гоголь. Вий», 16+

Картину представляет А. А. Рязанцев и актер театра и кино Е. Стычкин,

 

Среда, 14 марта 2018

Время

Место

Событие

13.00-15.00

Кинотеатр «Октябрь», малый зал

Встреча со съемочной группой

Конкурсный показ

Фильм «Анна Каренина», 12+

(2017, 8 серий) Россия1 (Мосфильм)

Представляют

Актеры театра и кино Виталий Кищенко, Борис Каморзин и композитор Юрий Потеенко

 

15.30-17.30

Кинотеатр «Октябрь», малый зал

Встреча со съемочной группой

Конкурсный показ

Фильм «Чернобыль 2. Зона отчуждения» (2017, 8 серий) ТВ3 (Синелаб), 16+

 

16.30

Кинотеатр «Комсомолец»

Программа Чехов. Дубль 1

Фильм «Дядя Ваня» режиссер А. Кончаловский, 1970, 0+    

18.00-19.30

Кинотеатр «Октябрь», малый зал

Внеконкурсная программа

Вступительное слово телекритика Сергея Землянухина

Показ телеспектакля

Ночь ошибок (1984, 60+58 мин., цв.), 16+

Реж. Михаил Козаков

Актеры: А. Дмитриева, А. Калягин, О. Даль, М. Неелова, К. Райкин, Л. Каневский

 

19.00-21.00

«Кристалл». Ледовая арена

Закрытие

Первого фестиваля телевизионных фильмов «Утро Родины», 12+

18 марта в СОХМ

27-28 марта в СОХМ

Мероприятия к Международному женскому дню

С 7 по 10 марта 2018 года Сахалинский областной художественный музей приглашает сахалинцев и гостей острова бесплатно посетить мероприятия, посвященные Международному женскому дню 8 Марта! 

7 марта 
11.00 - мастер – класс по изготовлению древнего славянского оберега, символа весны и новой жизни – кукол Мартиничек. (Регистрация обязательна, по телефону 72-37-38) 8+ 
12.00 - экскурсия по выставке акварелей и рисунков члена союза художников России Бронислава Тамулевича «С любовью к миру». 
13.00 - кинопоказ «Д.Г. Левицкий. К 275-летию со дня рождения» 
Дмитрий Григорьевич Левицкий — один из лучших портретистов в русской истории живописи. В этом фильме директор Русского музея В.А. Гусев рассказывает о творчестве мастера и об истории его работы над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. 
14.00 - экскурсия по персональной выставке мастера декоративно-прикладного искусства, члена Международного объединения авторов кукол Наталии Николаевны Крушановой «Солнцеворот»; 

9 марта 
15.00 - экскурсия по персональной выставке мастера декоративно-прикладного искусства, члена Международного объединения авторов кукол Наталии Николаевны Крушановой «Солнцеворот»; 

10 марта 
11.00 - кинопоказ «Д.Г. Левицкий. К 275-летию со дня рождения» 
Дмитрий Григорьевич Левицкий — один из лучших портретистов в русской истории живописи. В этом фильме директор Русского музея В.А. Гусев рассказывает о творчестве мастера и об истории его работы над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц. 
12.00 - экскурсия по персональной выставке мастера декоративно-прикладного искусства, члена Международного объединения авторов кукол Наталии Николаевны Крушановой «Солнцеворот»; 
15.00 - экскурсия по выставке акварелей и рисунков члена союза художников России Бронислава Тамулевича «С любовью к миру». 

Для участия в мастер-классе требуется предварительная запись по телефону 72-37-38 
Участие в экскурсиях, мастер-классе и кинопоказах - бесплатное! 

Адрес музея: ул. Ленина, 137 
Справки по телефону: 72-36-43, 72-37-38 
www.sakhartmuseum.ru
 

Школа восприятия

Ресурсный центр

На краю земли

Русский музей

Режим работы

Режим работы музея:

Вт-вс: с 10:00 до 18:00

Касса работает с 10:00 до 17:30

Четверг: с 10:00 до 20:00

Касса работает с 10:00 до 19:30

Понедельник - выходной.

Контакты

© 2010 ГБУК «Сахалинский областной художественный музей»
693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 137

Заказ экскурсий:                    8 (4242) 723-643               Факс: 8 (4242) 722-925

Отправить сообщение..