• Register

Программа "Школы восприятия"

Программа  музейной студии для семей, имеющих малышей 3-х – 6-ти лет  «Школа восприятия»

                                                        Автор: зав. отделом музейной педагогики ГБУК СОХМ З.В. Турманова

(на основе программы «Развитие визуального мышления дошкольников и коррекция отношения взрослых к детскому творчеству и  художественному восприятию», созданной автором в 1997г и рецензированной   М. Ю. Юхневич, ведущим научным сотрудником Российского института культурологии и А. Г. Бойко, зав. сектором Российского центра музейной педагогики ГРМ)

 

Цель программы: Развитие визуального мышления дошкольников и коррекция отношения взрослых к детскому творчеству и художественному восприятию, воспитание музейной зрительской культуры.

Главные задачи программы:

    • установить правила поведения семьи в музее и на занятиях, определить роли всех участников учебного процесса, адаптировать семью в музейной среде;
    • информировать взрослых членов семьи о зрительских и творческих качествах их ребёнка;
    • обучить навыкам восприятия языка живописи;
    • способствовать развитию визуального мышления малышей;
    • помочь в формировании художественного вкуса всех членов семьи.

 

  1. Пояснительная записка

Программа создана с учётом использования  произведений из  постоянных экспозиций и фондов ГБУК «Сахалинский областной  художественный музей».

Актуальность  создания данной программы обусловлена  постоянным ( в течение 15-ти лет) спросом со стороны музейных посетителей, имеющих малышей дошкольного возраста.

Занятия в «Школе восприятия» способствуют  адаптации  семьи в музее и  обучению навыкам  восприятия языка  живописи.

Эта программа отличается от программ подобного  профиля тем, что  в ней предусмотрено  обучение родителей музейно - педагогическим навыкам работы с ребёнком во время процесса восприятия произведения и во время художественного творчества.

Объектом  изучения программы является   только искусство живописи.

Для развития пространственного мышления ребёнка и для повышения моторных  функций его рук, развития тактильной чувствительности и пластичности движений, в программу введены несколько  часов занятий бумажной пластикой.

Основной  метод программы – совместное обучение   ученической пары –  «взрослый и ребёнок».

Формы работы студии: занятия, выставки, акции, домашний театр,  лекции для родителей  – «Родительские чтения».

Каждое  занятие состоит из четырёх частей: просмотр произведения,  «проигрывание» творческого  задания, художественное творчества, мини-худсовет и мини-выставка.

Ученики студии занимаются в экспозиционных залах музея. Работы участники творческого  процесса создают  гуашевыми красками на  больших листах бумаги, разложенных  на полу.

Такой способ работы выбран в связи с  физиологическими особенностями формирования зрительной и двигательной системы  ребёнка 3-х – 6-ти лет.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Программа рассчитана на два года обучения.

Первый год  обучения для семей, имеющих детей  от 3-х до 4,5 лет, второй – для семей, имеющих детей от 4,5 до 6-ти лет.

Набор в группы студии свободный по количеству мест. Занятия проходят по воскресным дням. Программа каждого года занятий  предполагает 36 дней занятий, на 42-44 академических  часа. Занятия  для взрослых до 4-х  академических часов, совместные с  детьми – 1 академический час. Один раз в неделю (воскресенье)  с  сентября по май включительно.

Задачи первого года обучения:

  • Освоение ученической парой «взрослый и ребёнок» музейного пространства, музейных правил поведения, распорядка работы студии и правил работы во время занятия;
  • Начало изучения взрослыми участниками учебного процесса студии возрастной психологии восприятия, особенностей детского рисунка 3-х – 4,5- летнего возраста;
  • Начало освоения  ученической парой «взрослый и ребёнок» восприятия языковых элементов живописи;
  • Начало обучения малышей основам живописной техники, построению фигур,  фронтальных и центральных композиций;

Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Наименование разделов и тем

Общее кол. часов

В том числе

теор.

практ.

1

                                                          2

3

4

5

1

Акции и выставки

11

9,8

1,2

1.1

«Родительские чтения».  Регистрация, анкетирование. (Анкета №1) Знакомство с музеем.  Лекция о возрастных особенностях художественного восприятия ребёнка 3-х – 6-ти лет.  Знакомство с программой и правилами студии.

Визуальный ряд: экспозиции музея, Симаков С. В. диптих  Семья Куликовых. (5403, 2906), Манткава Г.М. Восточный мотив.(3431), Танец (3434)

 

4

 

4

 

1.2

Церемония посвящения в ученики «Школы восприятия»

Визуальный ряд: временные выставки музея.

1

0,5

0,5

1.3

«Родительские чтения».  Анализ  детских  работ и педагогической деятельности родителей. Лекция  «Язык искусства. Восприятие цвета» .  Обсуждение  программы студии.

Визуальный ряд: Поликарпов С.С.  Натюрморт с перцем. (6538), Слепов С. П. Портрет Нины. (5990), Старовойтов В. Н. Перед рассветом. (6652), Боручев А. Подсолнухи в вазе. (7517)

 

4

 

4

 

1.4

Открытие отчётной выставки за прошедший  учебный сезон.

1

1

 

1.5

Акция «Дорога в музей». Закрытие сезона.

Визуальный ряд: временные и  постоянные выставки музея.

1

0,3

0,7

2

Пейзаж ландшафтный 

9

 

 

2.1

Знакомство с музеем. Космос.  Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд : экспозиции музея, Бордачёв С. М.  Спираль. (2976), Симаков С. В.  Лист 1. Из серии «Пляж». (5470)

1

0,4

0,6

2.2.

Моя островная земля. Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд : Энцо Сильви. Россо Пимарио.(2973)

1

0,4

0,6

2.3

Морской пейзаж. Марина. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Дубовской  Н. Н.  Море и небо. (6026)

 

1

 

0,4

 

0,6

2.4

Остров Буян. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд :  Скориолли А.Н. Этюд. Вулкан Менделеева. (3047), Манизер Г.М. Маяк Анива. Смена вахты. (7514)

 

1

 

0,4

 

0.6

2.5

Зов синего кита. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Штейнберг И. Сахалин. Бухта Край света. (2103), Слепов С. П. Рыбки и камни.(5989)

 

1

 

0,4

 

0,6

2.6

Дерево. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Нариманбеков Т.Ф. Ранняя весна. (2669), Моисеенко Е.Е. Берёза. (307)

 

1

 

0,4

 

0,6

2.7

Ёлка. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Ткачёвы А. П. и  С. П. Морозное утро. (1906)

1

0,4

0,6

2.8

Лукоморье. Совместная работа всех групп  студии.

Визуальный ряд: Римас Бичунас. Приморские сосны. (7507),

1

0,4

0,6

2.9

Лес. Индивидуальное творчество. 

Визуальный ряд: Хорошилов Е. Б. Зимний лес (НВФ- 1051), Генин Н.  Л. Берёзы (880)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

1

0,4

0,6

3

Пейзаж городской

4

1,6

2,4

3.1

Дом,  в котором я живу. Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд: Попков В. А. Суббота. (2145), Табанин В. И. Руан. Нормандия. (304)

1

0,4

0,6

3.2

Окно. Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд: Романова Е.Б. Осень. Сентябрь в деревне. (2737)

1

0,4

0,6

3.3

Улица. Совместная работа всех групп  студии.

Визуальный ряд: Кац И. Л. Окраина Калининграда.(3257), Фомин П. Т. Венеция. (137).

 

1

 

0,4

 

0,6

3.4

Замок. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Пименов В. В. Нарва. Крепость. (84)

1

0,4

0,6

4

Портрет

7

2,8

4,2

4.1

Бабочка. Индивидуальное творчество. Визуальный ряд: Симаков С. В. Лист 1. Из серии  «Прощальный полёт махаона»(5475), Белютин Э.М. Разговор ( 7788)

 

1

 

0,4

 

0,6

4.2

Портрет коровы Атлантиды. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Нариманбеков Т. Ф. Портрет искусствоведа,(309), Кирюхина Н.С. Дама с попугаем (7052)

 

1

 

0,4

 

0,6

4.3

Снеговик.  Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Белютин Э.М. Ссора. (7789)

1

0,4

0,6

4.4

Солнечный зайчик.  Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Гаврилов И.В. Красный  куст. (6308)

1

0,4

0,6

4.5

Мужской портрет. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Романова Е. П. Дачник. (8653)

1

0,4

0,6

4.6

Женский портрет.  Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Пырков А.А. На балконе. (2174), Пырков А.А. Настроение. (2172)

1

0,4

0,6

4.7

Дед мороз и Снегурочка. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд:  Коваль К. П. Зимний лес. (88)

          1

0,4

0,6

5

Натюрморт

          2

0,8

1,2

5.1.

Скатерть Самобранка. Совместная работа всех групп.

Визуальный ряд: Владыкин В. В. Натюрморт штурманский. (2159), Коваль К. П. Красные рыбы. (89), Хорошилов Е. Б. Натюрморт с самоваром. (3113)

1

0,4

0,6

5.2

Цветик Семицветик. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Боручёв А. Подсолнухи в серой вазе. (7522), Наумова Н.Н. Букет фантазии. (7461)

 

1

 

0,4

 

0,6

6

Анималистический жанр.

3

1,2

1,8

6.1

Мои любимые животные.  Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Ткачёвы С. П. и  А. П.  Зимка. (6301), Шапранов В. П. Улыбка серого кота. (3484)                                   

 

1

 

0,4

 

6.2

Зов синего кита. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Кантур В. Л. Рыба –  птица. (6823), Слепов С. П. Рыбки и камни. (5989)

 

1

 

0,4

 

6.3

Птицы. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Симаков С.В. Конёк  Горбунок. (5487)

1

0,4

 

7

Бумажная пластика

7

2,1

7,9

7.1

Солнышко моё. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

7.2

Цветик семицветик. Индивидуальное творчество.

1

0.3

0,7

7.3

Дерево. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

7.4

Ёлка. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

7.5

Дом,  в котором я живу.

1

0,3

0,7

7.6

Космос. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

7.7

Чудо-юдо, рыба кит. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

 

 

 

Задачи второго года обучения:

 

 

    • Участие  учеников студии в музейных выставках, акциях, мероприятиях, в жизни музея;

 

    • Продолжение изучения взрослыми учениками студии возрастной психологии восприятия, теории цвета  и основ музейной педагогики;

 

 

    • Освоение  ученической  парой «взрослый и ребёнок» навыков  художественного восприятия;

 

    • Освоение малышами основ многослойного письма и  построения многофигурных композиций.

 

 

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения.

 

 

 

Наименование разделов и тем

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретич.

Практич.

1

2

3

4

5

1

Акции и выставки

11

9,8

1,2

1.1

«Родительские чтения».  Регистрация, анкетирование. (Анкета №2) Анализ деятельности студи прошлого года. Лекция «Искусство, как отражение мира». Знакомство с программой работы студии на предстоящий  учебный год.

Визуальный ряд: экспозиции музея, и временные выставки.

4

4

 

1.2

«Родительские чтения».  Анализ  детских  работ и педагогической деятельности родителей. Лекция  «Язык искусства. Линия.  Напряжённость и живописность».  Визуальный ряд: Работы О. Кудряшова, Эндера Каца и А. Зинштейна. Кудряшова О.А.

4

4

 

1.3

Церемония посвящения в ученики «Школы восприятия».

Визуальный ряд: Временные выставки музея.

1

0,5

0,5

1.4

Открытие отчётной выставки за прошедший  учебный сезон.

1

1

 

1.5

Акция «Дорога в музей». Закрытие сезона.

Визуальный ряд: Временные выставки и постоянные экспозиции музея.

1

0,3

0,7

2

Пейзаж ландшафтный

7

2,8

4,2

2.1

Белый пароход .  Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Шебеко  К. И.  У Курильских берегов. (94), Чаругин Н.П. Утро. Курильские острова. (2100)

1

0,4

0,6

2.2

Города на островах. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Нариманбеков Т.Ф. Утренний Баку. (313), Кац И.Л. Окраина Калининграда. (3257), Дробноход С. В.  Моя любовь к морю. (2912)

1

0,4

0,6

2.3.

Буря в океане. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Барский  В.С. Стихия. (6284). Барский В. С. Полнолуние. (283)

1

0,4

0,6

2.4

Пляж. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Погребняк В. Н. Девушки хотят потанцевать.(7807), Лучишкин  С. А. Жаркий день. (1778), Гинсбург О. Художница (НВФ – 1342), Белютин Э.М. Судак. Крым. Нина Молева на пляже. (9351)

1

0,4

0,6

2.5

Дорога (в лесу, в горах, через реку). Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Ковенчук Г.В. Старая Ладога. (165), Лучишкин С. А. (1774)

1

0,4

0,6

2.6

Городской парк. Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд: Гаврилов И. В. Зима. Высший Волочёк. (7496)

1

0,4

0,6

2.7

Буря в лесу. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Генин Н.Л. Осень.(605), Генин Н.Л. Весна. (608)

1

0,4

0.6

3

Пейзаж городской

10

4

6

3.1

Город в горах. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Сысолятин Г. А. Село Никулино в снегах. (1406), Степанов    Камчатский пейзаж. ( НВФ-1015)

1

0,4

0.6

3.2

Дождь в городе. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Доронин В.Н. Ленинград. Аничков мост. (3109), Кирюхина Н. С. Улица  Ленина. Из серии «Ритмы города». (8452)

1

0,4

0.6

3.4

Снег в городе. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Косьмина В.С. Зимняя сказка. (4959)

1

0,4

0.6

3.5

Ночь в городе. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Ковенчук К. И. Белая ночь. (167)

1

0,4

0.6

3.6

Городской пейзаж в окне. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Андронов В. И. В  окне. (7676)

1

0,4

0.6

3.7

Городские крыши. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Мантква Г.М. Порт Корсаков. (2893)

1

0,4

0.6

3.8

Автобусная остановка. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Суровцев А. П. Арбатская  площадь. (350). Фомин П. Т. Площадь цветов. (172)

1

0,4

0.6

3.9

Памятник. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Симаков С.В. Дорога в Неаполь. (6677), Мусатов. В парке. (НВФ – 1283Ж)

1

0,4

0.6

3.10

Праздник в городе. Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд: Симаков С. В. Сена и ночь. (6679),

1

0,4

0.6

4

Портрет

     

4.1

Портрет женский, с цветами. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Симаков С. В. Портрет  с сиреневым букетом. (2907)

1

0,4

0.6

4.2

Портрет мужской, с книгой. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Хорошилов Е.Б. Портрет искусствоведа Зурупа.(НВФ-1050), Ермолин Р.Н. Портрет Подоплётова. (2131)

1

0,4

0.6

4.3

Чаепитие. Семейный портрет. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Бабич.   Остроумова А. Г. Семейный портрет. (2929), Ермолин  Р.Н. Семья. (2132)

1

0,4

0.6

4.4

Портрет в окне. Хочу гулять. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Гаврилов и. В. Радость. Лето. Васильки.

1

0,4

0.6

4.5

Зеркало. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Манткава Г. М. Зеркало. (877), Мызников Г. С. Доброе утро. (371)

1

0,4

0.6

4.5

Я и мои друзья. Совместная работа всех групп студии.

Визуальный ряд:  Манткава Г. М. Друзья – товарищи. (2895)

1

0,4

0.6

4.6

Портрет сюжетный. Автопортрет ( с шариками, с зонтом, с мячом, с тростью….). Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Манткава Г. М. Продавщица цветов. (7678)

1

0,4

0.6

5

Жанровая картина

5

2

3

5.1

На рыбалке. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Манткава Г.М. Зимняя рыбалка. (7280)

1

0,4

0.6

5.2

В музее. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: музейные экспозиции.

1

0,4

 

5.3

В театре. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд:  Мукамбетов М. Балерины. (1750), Наговалов.  Эскиз к спектаклю «Провинциальные анекдоты». ( НВФ-1013), Курченко А. А. Эскиз к спектаклю «Стакан воды». ( НВФ – 1017)

1

0,4

0.6

5.4

На катке. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Манткава Г. М. Прыжки с трамплина на приз газеты «Советский Сахалин». (3093)

1

0,4

0.6

5.5

Во дворе. В магазине. Индивидуальное творчество.

Визуальный ряд: Щербаков В. В. Иней в Борисоглебске. (6280), Королёв М. И. В советской фантории. (НВФ – 974хх)

1

0,4

0.6

6

Бумажная пластика

7

2,1

4,9

6.1

Традиции ориками. Коробочки. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

6.2

Композиция - лес. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

6.3

Композиция – улица. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

6.4

Композиция. Зов синего кита. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

6.5

Композиция. Белый пароход. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

6.6

Композиция. Город – солнце. Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

6.7

Композиция – на старт! Индивидуальное творчество.

1

0,3

0,7

 

Темы внутри блоков программы  могут передвигаться  преподавателем студии по мере надобности+. Например, занятие «Снеговик», которое является  упражнением по «складыванию» изображения  человеческой фигуры эффективнее провести в конце ноября.  После того, как дети уже получат опыт по складыванию  фигуры снеговика.

 

Темы  «Бабочка», «Снеговик» и «Портрет коровы Атлантиды» включены в раздел «Портрет»,  а не в  раздел «Анималистический жанр». Это сделано потому, что в учебном задании они представляют образы очеловеченных героев. Задания, предшествующие их изображению служат  пособием выстраивания ребёнком 3-х – 4,5-тилетнего возраста полной человеческой фигуры, а не «головонога».

 

Совместные работы всех учеников студии способствуют решению  психологических задач:

сплочению учеников, формированию взаимопонимания между ними,  снятию страхов перед большим  пространством изображения, приобретению уверенности в  собственных силах, формированию свободной творческой  атмосферы. 

Программа второго года обучения  включает те же блоки, что  и первого года, однако изображения  усложняются сюжетно, малыши изучают  многослойное письмо и оттенки цвета.

 

Произведения, предлагаемые автором для просмотра, можно  менять в зависимости от технологической  и сюжетной задачи занятия. Возможно  использование произведений современных  живописцев из временных выставок, проходящих в это время в музее.

 

Праздник «Церемония посвящения  в ученики «Школы восприятия»», способствует вхождению малыша и его  семьи, в мир «взрослого» музея. Даёт возможность ученикам первого года обучения осмотреться, привыкнуть к  новым условиям  незнакомого пространства. Ученикам второго года обучения помогает почувствовать себя гостеприимными хозяевами музейного «дома». Именно они и их родители являются артистами  домашнего театра студии, костюмерами  спектаклей  всех её мероприятий. Выпускники «Школы восприятия» приобретают  привычку следить за жизнью музея, становятся постоянными посетителями его выставок и мероприятий, способными по-настоящему наслаждаться искусством и ценить его.

 

В  течение всего времени  существования музейной студии «Школа восприятия, с 1997 года, издаются учебные  пособия для семейного чтения, позволяющие расширить аудиторию  «Школы восприятия»  и сделать  занятия студии доступными для всех жителей  Сахалинской области. Этому  способствуют проводимые автором научно-практические семинары для специалистов по педагогике искусства, передвижные выставки студии, лекции и мастер-классы. С 2008 года в  рамках работы «Школы восприятия» создана  и работает художественная студия для  взрослых («Мамина школа»).

 

 

С содержанием занятий, выставок и мероприятий «Школы восприятия»  можно ознакомиться в следующих  изданиях:

 

Туорманова З.В.  Семья в Сахалинском областном художественном музее.// Сборник статей научно-практической конференции художественных музеев России «Музей и зритель», Архангельск ГРМ и ГМО «Художественная культура севера», 1995г.;

Турманова З.В.  Социально-культурный аспект программы по развитию и коррекции художественного восприятия (опыт, проблемы, перспективы). //Материалы XXXII научно-методической конференции преподавателей ЮСГПИ (апрель 1997г.);

Турманова З. В. Путеводитель как опыт музейной коммуникации. Вестник ассоциации «Открытый музей» №1, Красноярск, 1998г.;

Турманова З.В. Особенности музейного неформального художественного образования. Сахалинский областной художественный музей. Опыт, проблемы, перспективы. //Материалы XVIII областных педагогических чтений «Образование в Сахалинской области на рубеже веков: опыт, проблемы, перспективы», Южно-Сахалинск, 2001г.;

Турманова З.В. Формы просветительной работы с семьёй в Сахалинском областном художественном музее. Сборник статей СОХМ №1, Южно-Сахалинск, Сахалинское книжное издательство, 2005г.;

Турманова З.В.. Поднимая занавес «Школы восприятия». Ж. Искусство в школе №1, 2008г.

Турманова З.В. История комплектования, экспонирования, изучения и популяризации детского творчества в Сахалинском государственном областном художественном музее( опыт, проблемы, перспективы). Сборник статей СОХМ №2-3. Южно-Сахалинск,2008-2009г.г.;

Турманова З.В.  Один из способов привлечения в музей взрослой аудитории и принципы работы с ней на примере методологии «Школы восприятия» - студии для семей, имеющих малышей 3-6 лет, Сахалинского областного государственного художественного музея. Сборник статей СОХМ №2-3. Южно-Сахалинск,  2008-2009г.г.;

Турманова З.В. Наше завтра, или сказки бабушки Ладушки., Южно-Сахалинск, 2009г.;

Турманова З.В. Методические аспекты образовательной программы «Введение в восприятие изобразительного искусства» Сахалинского областного художественного музея. //Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества русского музея «Музей и образование в новом социокультурном измерении». Санкт-Петербург, 2010г.

 

Литература, использованная автором для разработки программы:

 

 Фолль К. Опыты сравнительного изучения картин. М.:  Издание Г.А. Лемана и С. И. Сахарова, 1916г.;

В.В. Селиванов. Восприятие искусства. (Методическое пособие в помощь лектору), На правах рукописи. Общество «Знание» РСФСР. Ленинградская организация., Ленинград., 1970г.;

Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: «Советский художник», 1978г.;

Зись А. Я. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991г.;

Виппер Б.Р. Введение в  историческое изучение  искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985г.;

Даниель С. М. Искусство  видеть. Л.:  Искусство, Ленинградское  отд-е, 1990г.

Зайцев А. С. Наука о  цвете и живопись. М.: «Искусство», 1986г.;

Фринлендер М. Знаток искусства. Музей 6. М.: Советский художник, 1986г.;

Фомина Н.Н. Формирование художественных впечатлений. Ж. Творчество № 11, 1985г.;

Грэйс Крайг. Психология развития. Санкт-Петербург: «Питер», 2000;

Бехтерев В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном  изучении.

 

Объективное изучение личности.  Том 2-ой. Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 1999г.;

Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки. М.: Смысл, 2001г.;

Обухова Ф. Возрастная психология. М.: Высшее образование МГППУ, 2008г.;

Сергиенко. Раннее когнетивное развитие. Новый взгляд. М.: «Институт психологии РАН», 2006г.;

Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. М.: «Питер», 2009г.

Мысливцева Г.Ю. Детский  рисунок (к вопросу экспонирования)//Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй музей» ГРМ, Санкт-Петербург, 1995г.;

Фомина Н.Н. Пластические искусства. Ж. Искусство и образование  №1,2000г.;

Салтыков А. Соединение вечного и временного. Ж.  «Искусство в школе» №4, 2000г.;

Сальников в. Ж. «Художественный  журнал» №43/44, 2002

 

 

Приложение:

Анкеты первого и второго  года обучения:

 Анкета первого года обучения

Анкета второго года обучения

 

Новости

Открытие выставки «Культура моего народа»

7 февраля  2019 в 15.00 в Сахалинском областном художественном музее состоится открытие выставки  «Культура моего народа»

Мастер-класс по изготовлению куклы на щепке

3 января 2019 года в 15.00, Центр русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли», в рамках новогодней и рождественской программы «Музей и дети», приглашает сахалинцев и гостей острова на мастер-класс по изготовлению куклы на щепке.

Открытие выставки «Здесь морем пахнущие ветры…»

21 декабря 2018 года в 17.30 Сахалинский областной художественный музей приглашает островитян и гостей региона на открытие выставки изобразительного искусства «Здесь морем пахнущие ветры…».

«Под покровительством Тэму, Подя и Дуэнте Эдени. Искусство ульчей Хабаровского края»

В Корсаковском историко-краеведческом музее состоялось открытие выставки «Под покровительством Тэму, Подя и Дуэнте Эдени. Искусство ульчей Хабаровского края».

«Музей и дети». Новогодние и рождественские мероприятия

Со 2 по 8 января 2018 года Сахалинский областной художественный музей и Центр русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли» приглашает сахалинцев и гостей острова посетить новогодние и рождественские мероприятия, в рамках программы «Музей и дети».

Школа восприятия

Ресурсный центр

На краю земли

Русский музей

Режим работы

Режим работы музея:

Вт-вс: с 10:00 до 18:00

Касса работает с 10:00 до 17:30

Четверг: с 10:00 до 20:00

Касса работает с 10:00 до 19:30

Понедельник - выходной.

Контакты

© 2010 ГБУК «Сахалинский областной художественный музей»
693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 137

Заказ экскурсий:                    8 (4242) 723-643               Факс: 8 (4242) 722-925

Отправить сообщение..