• Register

Его Величество – Самовар.

Гребенник Т.А., ст. науч. сотрудник СОГХМ

САМОВАР. Что для обывателя означает это слово: емкость для кипячения воды, вещь из цветного металла, необходимый атрибут домашнего уюта, или экспонат декоративно-прикладного искусства?

 

 

В русском языке множество слов ориентировано на действие, которое производит предмет сам по себе: ковер-самолёт – «сам летает», гусли-самогуды – «сами играют», скатерть-самобранка – «сама себя сервирует», самовар – «сам варит»! «Сам, сама, само – местоимение для усиления личных местоимений и отношений лиц, для придания особой важности личной деятельности…»[1]  Но, как известно, само по себе ничего не делается, за каждым действием, предметом стоит человек, его творчество, его труд.

По определению В.И.Даля, сделанному 1860-е годы  в Толковом словаре русского языка: «Самовар – водогрейный для чаю, сосуд, б. ч. медный, с трубою и жаровнею внутри». [2]

Самовар, как предмет самодостаточный, является одним из представителей эпохи развития металлургической промышленности и технического прогресса, как представитель русской смекалки народных мастеров и один из ярких представителей художественного металла, как символ русского быта и традиционного народного гостеприимства прочно закрепился в исторических, краеведческих, этнографических, художественных и других музеях.

В собрании Сахалинского областного государственного художественного музея  на 2010г. насчитывается самоваров 17 единиц хранения. Коллекция небольшая, но уже достаточно интересная для изучения самовара, как предмета самобытного, со сложившейся историей своего развития, с отличительными особенностями в материале, характерной техникой обработки, и стилистическим художественным своеобразием,  предмета, который заслуженно можно отнести в раздел декоративно-прикладного искусства, «художественный металл». 

В этом каталоге-статье, автор попыталась, формирующуюся музейную коллекцию самоваров, показать при кажущейся конструктивной однотипности самовара, его разнообразие, индивидуальность каждого экземпляра как предмета декоративно-прикладного искусства.

Идея самонагревающихся сосудов была реализована ещё в глубокой древности в античной Греции, и в Китае. Предшественником самовара, в России был сбитенник. Внешне он напоминает большой металлический чайник с крупным изогнутым носиком и высокой ручкой в верхней части, для переноса и разлива напитка. Внутри сбитенника припаяна труба, по форме напоминающая кувшин, широкое тулово переходит в высокое горло, в него накладывали угли, для поддержания температуры напитка в горячем состоянии (позднее такое устройство мы увидим внутри самовара). Дно у сбитенника двойное, в верхней части находится напиток, а в нижней – поддувало с отверстиями. 

По подобному образу, со встроенной трубой внутри, бытовали и самовары-кухни в виде глубоких чаш на ножках, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие одновременно готовить пищу и кипятить воду. Кушанья доставались особыми черпачками, а в отделах, где кипятилась вода, стали появляться краны, для удобства наливания кипятка в стакан. Удобство самовара-кухни позволило просуществовать в неизменном виде до второй половины 19 века, когда самовар окончательно вытеснил своего предшественника.

Так в России 18 века, впервые соединили, прежде съёмные жаровню и сосуд с водой. Именно безымянный российский мастер усовершенствовал иностранную машину для нагревания воды.

Самовар объединил в себе весь практический опыт человечества по экономии энергии. Он состоит из цельнотянутого тонкостенного металлического тулова, куда заливалась вода и внутри которого вертикально, начинаясь от топки снизу, в которой было множество сквозных прорезей, служащих для поступательного тока воздуха, впаяна жаровая труба, в форме кувшина. Завершалась труба конфоркой с прорезями, которые предназначены для выхода горячего воздуха. Одновременно, горячий воздух прогревал чайник с заваркой, который водружался на конфорку.  (1 илл. КП-8285\1-5)

Топливо – щепки, ветки, шишки, закладывались в трубу и поджигались. Расход топлива минимален, и большая поверхность трубы за короткий промежуток времени, доводит воду до кипения. Естественный ток теплого воздуха вверх, создает идеальную тягу в топке, которая прикреплена снизу к тулову, на основание. Высота основания от поверхности стола отрегулирована высотой четырех ножек, что придает изделию устойчивость и пожарную безопасность. 

Труба, являясь конструктивным стержнем, служит основой для надеваемой на нее крышки сосуда, которая защищает воду от мусора, конфорки, крышки самой трубы – колпачка, которым прикрывали верхнюю часть трубы, для прекращения движения воздуха и сохранения высокой температуры в трубе. (2 илл. КП-8285\1-5)

Ручки на тулове самовара, шуруп на ветке, ручки-навершия на крышке и колпачке, детали, которых касается рука человека в процессе нагревания и кипения, сделаны из материала, который не проводит тепло -  дерево, кость, и позднее пластмасса.

Такие элементы, как кран, ручки для переноса самовара, ножки, на которых он стоит, изготавливаются с помощью литья и припаиваются к сосуду. Их отдаленность от источника нагрева сохраняет пайку на очень долгое время.[3]

Одним из важнейших элементов в конструкции самовара, это наличие краника, с притертыми поверхностями, который находится в нижней части тулова. Достаточно повернуть его вентель (ветку) под прямым углом, чтобы потекла вода в подставляемую емкость. 

Величественный самовар, не кланялся при заполнении чашек крутым кипятком, как его предшественник чайник,  а возвышался над столом, словно на троне, поблескивая начищенными боками.

Согласно определению В.И. Даля, мы узнаем не только о функциональном предназначение самовара, но и об его устройстве и материале, из которого он сделан.

С давних времен люди знали о свойствах меди как металла, который достаточно распространен на земле и встречается в самородном состоянии. Медь относится к мягким металлам, легко обрабатывается,  хорошо поддается ковке, а если к ней добавить цинк, в разных пропорциях, то получаются различные сплавы: латунь, содержит цинка 42-45%; томпак – 10-15%; мельхиор – цинка 19-39% и никеля 13-18% и др.сплавы меди.

Ценным художественным качеством меди и ее сплавов является цветовое многообразие. Чистую медь старинные мастера называли красной, а ее сплав с цинком – латунь, приобретала после наведения блеска -  желтый цвет, «золото», так назвали этот сплав египетские жрецы. Подобные, начищенные «золотые» самовары (после реставрации) имеются и в музейной коллекции (КП-8358\1-5; КП-7913\1-5; КП-7914\1-5; НВФ-1315\1-5). Окисляясь со временем, на сплаве появляется зеленоватый налет, второе название латуни у мастеров - зеленая медь. (КП-8580\1-4; НВФ-827\1-4; НВФ-1562\1-4)

Сохраняя свойственную чистой меди пластичность, высокую теплопроводность и теплоемкость, что способствует быстрому и равномерному нагреву и долгому сохранению тепла, латунь отличалась от меди более высокой прочностью. Это обусловило широкое применение латуни для изготовления самой разнообразной посуды.[4]

На фабриках вместе с самоварами выпусками самоварные наборы, которые состояли из подноса под самовар (илл.14.КП-8359); капельницы, которая подставлялась под носик самовара; полоскательницы, в этой емкости, с горячей водой, полоскали кружку, после выпитой очередной порции чая; трубы, которая одевалась сверху самоварной встроенной жаровой трубы, для улучшения тяги; щипцы, для горячих углей.

В конце 19 века латунные и самовары из томпака стали покрывать никелем. Блестящий, серебристый самовар, также быстро нашел своего почитателя, как и «золотые» изделия из латуни (КП-8992; КП-8285; КП-8900\1-5; КП-5086\1-4;).

Делали самовары и из серебра, золоченой бронзы, стали, чугуна, известны самовары из хрусталя, керамики.

Появление самовара как предмета быта и предмета декоративно-прикладного искусства связано с важнейшими реформами в экономической, политической, общественной жизни России, которые произошли в петровскую эпоху.

Освоение в начале 18 века рудных богатств Урала, и, как закономерность, возникновение целого ряда металлургических предприятий Демидовых, Строгановых и др., которые наряду с традиционными центрами по изготовлению медной посуды, Москвы, Вологды, Ярославля, становятся крупнейшими производителями медных посудных изделий. Одно из первых упоминаний о самоваре («Самовар медный, луженый, весом 16 футов, заводской собственной работы») встречается в документах Екатеринбургских таможенных служб за 1740 год.[5] 

К концу 18 века самовар имел все те отличительные черты и конструктивно- функциональные особенности, необходимые для нагревания воды, которые известны нам и сейчас, что позволяет считать самовар изделием национальным, русским.

Именно  на уральских заводах складывались те технологические приемы выделки сложной по формам и богато декорированной медной посудой и тот основой инструментарий, который будут использовать в производстве  самоваров до начала 20 века.[6]

Инструменты были простые и на протяжении веков почти не изменились: молотки (двадцати разновидностей), клещи, ножницы, для разрезания металла, резцы, коловороты, тиски,  пилы, кобылины (наковальни), на которых производилась ковка самоваров.

Процесс изготовления самоваров многодельный и трудоёмкий, в котором участвовали мастера разных профессий. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей: наводильщик – сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму; лудильщик – вылуживал верхнюю часть самовара оловом; токарь – точил на станке и полировал самовар; слесарь – делал ручки, краны и т.п.; сборщик – из всех отдельных деталей собирал самовар, припаивал детали, в неделю собирал до двух дюжин самоваров; чистильщик – очищал самовар; токарь по дереву – изготовлял деревянные детали: ручки, навершия к крышкам, кранам.  (илл.3)

Изготовление самоваров начинали с отбора материала – по листу меди проводили специальным крючком, и если процарапанная линия была непрерывной и желтой, то такой лист шел на большой цилиндр. Если линия прерывалась – то из такого листа делали жаровую трубу и мелкие детали, которые не точили и не полировали.

Расчерченные листы разрезали по меркам, складывали в цилиндр, по кромкам которого нарезали зубцы, соединявшие между собой края, и плотно прижимали молотком на кобылине. Затем края корпуса спаивали в горне. Неровности на запаянных швах опиливали и еще раз проковывали молотком на кобылинах, затем корпус вновь отжигали.

Одной из основных операций была наводка, которая требовала нескольких этапов, каждый раз сопровождаемый отжигом в горне и повторялась эта операция двенадцать-четырнадцать раз.

Наводили тулово самовара с середины. Затем шейку  припаивали к корпусу, наводили окончательно, тщательно ковали – тяхтали особым молотком. Место спайки корпуса с шейкой проковывали на круглой кобылине.После отделки нижней части приступали к наводке верхней. К верхнему краю стенки корпуса припаивали литой медный обруч и точили самовар и шейку. [7] Внутренняя жаровая труба состояла из двух плотно сходившихся частей. Спаянные части трубы несколько раз наводили, протравляли кислотой, лудили и припаивали вовнутрь тулова. Обязательно лудили внутреннюю часть тулова и крышку самовара с целью защиты от окисления.

Русской «чайной машиной» называли самовар в Западной Европе. Форма тулова и впаянная в него труба, при закипании самовара, усиливали акустику, и он начинал  издавать звуки: «петь», «шуметь», «бурлить», «свистеть». Именно эта конструктивная особенность вселила в неживое изделие из металла «живую душу», подняв престиж изделия во всех социальных слоях населения.

С середины 19 века традиция чаепития из самовара стала неотъемлемой частью русской культуры. «Золотой Иван Иваныч» - так уважительно называли самовар в народе, стал для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал в рабочую и крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома. Наличие самовара в доме свидетельствовало о материальном достатке в семье.

Первоначально количество изготовленных самоваров измерялось пудами. В год фабрика могла изготовить от двух сот до тысячи пудов продукции. В конце 19 века количество самоваров измерялось  дюжинами. При ручной сборке в день собирали пять-шесть самоваров. Упаковав изделия в особо приготовленные ящики, набитые соломой, самовары отправлялись в различные города Российской империи.

Наряду с весовыми самоварами простых форм, делали и модельные, так называемые «ценовые», стоимость которых была намного выше.

С развитием самоварного производства происходило и техническое усовершенствование, появились фабрики с машинным производством и паровыми двигателями, что привело к удешевлению продукции и увеличению выпускаемых изделий, но происходит унификация форм и декора самоваров.

Обиходные названия самоваров указывали на форму изделия: «пасхальное яйцо», «петух», «репка», «рюмка», «банка», «бочонок», «жёлудь», «шар» и др. Самовары делались маленькие, емкостью до стакана, дорожные, огромные трактирные, на несколько вёдер, скромные мещанские и богато украшенные купеческие. Только в Туле- самоварной столице, выпускали около 150 фасонов различных самоваров.

В коллекция музея обладает самоварами, которые вызывают восторг у посетителей при виде их размера: огромный, многоведерный (илл.12 НВФ-1563\1-3) и маленькие сувенирные, действующие жаровые самовары (илл. 16 НВФ-1855\1-5). С 1964 года на машиностроительном заводе "Штамп" имени Б.Л. Ванникова выпускается самовар-сувенир "Ясная Поляна" емкостью 125 граммов, высотой 13 сантиметров. Это уменьшенная в 56 раз копия самовара Л. Н. Толстого, находящегося в музее-усадьбе великого писателя. (илл.22,23 НВФ- 1564\1-4; НВФ-1854\1-5)

Дорогостоящее изделие, самовар, представляло для своих владельцев значительную ценность и использовалось в семье не одним поколением, поэтому у него иссякал запас прочности и самовар просто рассыпался. Даже в центральных музеях России редки экспонаты конца18 – начала 19 веков.

Возможно, впервые на территории Сахалинской области самовар жаровый появился с первыми переселенцами, осваивавшими остров вначале 19 в., как предмет бытовой, утилитарного характера, предназначенный  для кипячения воды.

В коллекции художественного музея представлены самовары к. 19 - второй пол. 20 века и самовары сер. – кон.20 века.

Первый поступивший в 1993г. от частного владельца Ванханен В.В., г. Томари, Сахалинской обл., экземпляр жарового самовара формы «ваза» к. 19 – нач. 20 века, приняла Марамзина А.М., старший научный сотрудник отдела Декоративно-прикладного искусства.  Именно этот предмет положил начало музейной коллекции самоваров, а Марамзина А.М. начала подробное изучение символа семейного очага, представителя изделий художественного металла, который занял достойное место среди других экспонатов традиционного русского искусства.

Продолжительный период времени коллекция редко пополнялась новыми поступлениями. В основном, самовары, преподносились в дар от жителей города Южно-Сахалинска. С 2007г. началось активное комплектование коллекции самоваров.

Самовары жаровые, после реставрации, и современный электрический были приобретены музеем на машиностроительном заводе «Штамп» им. Б.Л.Ванникова, бывшая фабрика Тульского патронного завода, находящаяся на территории бывшей фабрики Н.И. Баташева. Приобретаются жаровые самовары конца XIX -  начало XX века и в антикварных салонах г. Санкт-Петербурга, г. Котласа, Архангельской области. С1993 по 2010 год, музейная коллекция самоваров пополнилась и за счет даров от жителей города г. Южно-Сахалинска. Ими было передано в фонд музея 8 экспонатов.

На 10 предметах к. 19 -  нач. 20 века, из 13, читаемы клейма с именами фабрикантов и просматриваются оттиски медалей.

Практика клеймения самоваров во второй пол. 19 – нач. 20 века была присуща всем крупным самоварным фирмам. Форма клейм передавалась по наследству, что подтверждает преемственность поколений и монополизация самоварного дела

Согласно клеймам, в коллекции музея  есть представители нескольких фабрик «Самоварной паровой фабрики Баташёвых» - 2, «Товар Торгового Дома Братьев Шемариных» - 6, по одному от «Самоварной фабрики Егора Ваныкина», «Фабрики Б.Г. Тейле», «Самоварной фабрики Горнина». Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались в России особой популярностью, так как это были крупнейшие самоварные фабриканты, "самоварные короли".

В конце 18 века самым известным центром самоварного производства стала Тула. Выгодное географическое положение, близость к Москве, месторождение железных руд и огромное количество мастеров по обработке металла, обеспечили Тулу званием самоварной столицы России

Больших успехов в изготовлении самоваров достигла семья Баташевых, которой удалось совместить доступную цену изделий с высоким качеством. Ни одна русская выставка в России и за границей не обходилась без тульского самовара, без продукции фабрик Баташёвых.

В России проходили различные выставки  частные, ярмарочные, уездные, губернские и отраслевые: художественные, промышленные, художественно-промышленные, сельскохозяйственные и специализированные, которые устраивались в разных городах страны. За лучшую представленную продукцию на выставках фабриканты получали награды. Самыми распространенными были награды с сельскохозяйственных выставок. Фабриканты, клеймили самовары изображениями полученных наград (медалями), для популяризации продукции и повышения цены. (илл.5 «б»КП-8580\1-4). Всероссийские выставки  проходили в крупных городах, таких как Москва, Петербург, Нижний Новгород и др., но награды на всероссийских и всемирных выставках выдавались реже.

            На всероссийских выставках предусматривалось, чтобы материал, из которого изготавливался предмет, был российским, и рабочие тоже были русского происхождения, учитывалось техническое устройство фабрики. За лучшие фабричные изделия, высшей наградой всероссийских выставок, считался государственный герб. Такую награду первыми в России получили наследники С.Ф.Баташёва. (илл.4) Имя Баташёва было настолько популярно, что нашлись желающие попользоваться успехом чужого имени, выпуская поддельных «баташёвых».

В конце 19века крупными конкурентами Баташёвых были И.Ф.Капырзин и его наследники, братья Шемарины, Воронцовы, Егор Ваныкин и др.

               С 1877года работает фабрика братьев Шемариных. В 1899 году, братья Шемарины заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. Они сбывали самовары в разные города России и являлись поставщиками двора Его Величества шаха персидского. Братья Шемарины были участниками Всемирной выставки в Париже в 1889 году, где за свои самовары были удостоены Большой серебряной медали.  (илл. 5)

Самовары артели «Наше будущее» г. Тула в 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке были удостоены «Диплома первой степени» за отличную выработку, доброкачественную сборку и лучший фасон.  (илл.6)

На протяжении всей истории развития самовара его внешний вид и художественное оформление изменялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса.

Нередко самоварные формы 18 века повторяли традиционный облик русской медной посуды – братин, чаш.

В конце 18 – начале 19 века появляются самовары в виде вазы и античной урны, яйцевидной формы с углубленным широким пояском в средней части тулова и ложчатым низом, а также складываются и основные принципы декорирования самоваров.

Тулово расчеканивалось ложчатым или рокайльным орнаментом, украшалось изображением цветочных гирлянд, накладками из листьев и маскаронов, поясками растительного или геометрического орнамента в стиле барокко или рококо, но все сильнее к концу 19 века сказывается влияние классицизма.

На рубеже 18 и 19 веков в обиход входят самовары, связанные с традицией формообразования устоявшихся  образцов бытовых вещей из меди и дерева. Это четырех-, шести и восьмигранные самовары, самовары в виде бочонка, своими формами они как бы подчеркивают свою выраженную техничность и функциональность изделий. Тулово самоваров украшается просечками, линиями, завитками – в стиле русского барокко. Ручки, краники, с появляющимися на них украшениями «ветками», уже имеют сложную скульптурную форму, что говорит о художественном вкусе мастера.

Богато орнаментированный самовар при его утилитарном назначении воспринимается уже и как вещь художественная, как произведение декоративно-прикладного искусства; он включается в сервировку стола, в оформление интерьера.

Начало и первая половина 19 века дали наибольшее разнообразие самоварных форм и их орнаментации: в эти годы воспроизводятся ампирные образцы самоваров, модные в русском обществе. Вначале 20 века, в русское искусство проникает – искусство модерна, которое нашло отражение и в декоративно-прикладном искусстве.

В коллекции музейных самоваров нет предметов с ярко выраженным стилистическими особенностями в оформлении фасонов. Скорее можно увидеть отдельные детали, в которых можно рассмотреть и рокайльные элементы (КП-8911\1-5-носик, ножки, ветка; КП-5086\1-4-ветка, ножки и др.) строго симметричную форму присущую классицизму (КП-8285\1-5,) и характерную особенность русского модерна – смешение разных исторических стилей.

В изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства русские мастера обладали необыкновенно тонким чувством меры, которое позволяло им сохранять гармонию общей композиции предмета. Используется должным образом материал, учитывается наиболее целесообразная форма предмета – пропорции, повторы, тектонический строй, приобретает особое значение соотношения между отдельными частями предмета и человека, применяется особый способ обработки поверхности предмета – декор.

В конструктивно-декоративном решении изделий из металла используются различные композиционные приемы. Например, композиция в украшении самоваров, как правило, симметрична с явно выраженным центром и периферией. На самоварах, сделанных из единого листа металла, композиция чеканки (выколотки) подчеркивает целостность формы, связь конструкции и декора.

В художественной обработке металла придерживались основного принципа декоративно-прикладного искусства – согласованности эстетического с утилитарным предназначением. Мастера стремились добиться впечатления изящества, легкости изделия, при том, что изделия из металла в основном тяжеловесны.

Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но играют огромную роль в формировании художественного вкуса.

Наиболее удобной системой  изучения музейной коллекции самоваров, распределить их по формам:

 

 

Самовары формы «банка».

1.Илл.7

Самовар жаровый, формы «банка».

Самоварная ф-ка «Товарищество торгового дома бр. Шемариных», г.Тула, к.19 в.- н.20 в.

Самовар жаровый, формы "банка" состоит из пяти разъемных частей и впаянной внутрь трубой в виде кувшина. Тулово профилировано продольными выпуклыми, вытянутыми медальонами, перемежающимися вертикальными полосами, переходящее в высокое горло с отогнутым воротом, край которого орнаментирован частым жемчужником. Тулово, через шейку, в виде песочных часов, верхняя часть которой украшена опоясывающей сквозной рельефной прорезью, из непересекающихся кругов, соединяется с отлитым квадратным поддоном, с невысокими, далеко выступающими четырьмя угловыми ножками. В верхней части тулова, по бокам - двухчастные ручки, состоящие из фигурной литой роговидной части на массивном основании и горизонтальной рельефной деревянной части. Крышка профилирована опоясывающими линиями, разного диаметра; ближе к краю, с двух сторон, по ручке-навершию, на металлической ножке с деревянным крупным, чуть приплюснутым кольцом,  и сквозное отверстие, закрытое литым подвижным отдушником. Литая конфорка (не оригинальная, скорее более позднего периода) с отогнутым верхним краем орнаментирована сквозной рельефной прорезью. Литой, высокий куполообразный колпачок, переходящий в ножку, венчается деревянным навершием. В нижней части тулова, соединяясь через рельефную, круглую личинку, находится длинный выступающий кран с рельефным гребенчатым носиком. В ствол крана вставляется литой ключ с маленьким металлическим навершием сверху и вертикально расположенной веткой, изображающей растительный стебель, образующей петлю с небольшими роговидными отростками. Сверху на ветке – деревянное навершие.  Самовар серебристого матового цвета. Все деревянные детали были выкрашены изначально в черный цвет.

КП- 8900 /1-5 ДП/р- 3193 /1-5

 

2.Илл.8

Самовар жаровый, формы «банка»

Самоварная фабрика «Товарищество торгового дома братьев Шемариных», г.Тула, Россия, к. 19 в - н. 20 в.

Самовар жаровый, формы "банка" состоит из четырех разъемных частей и впаянной внутрь трубой в виде кувшина, на квадратном поддоне с угловыми, широко расставленными ножками. Тулово профилировано опоясывающей по окружности, в верхней части, широкой, углубленной линией. В нижней части тулова, соединяясь через круглую личинку вставлен кран со съемным ключом, украшенным сверху трехлепестковой веткой. В верхней части тулова, с двух сторон,  находятся подвижные горизонтальные петлеобразные ручки. Съемная крышка имеет отверстие и подвижный клапан. Съемная конфорка, расширяющаяся кверху и шейка – со сквозными прямоугольными прорезями. Самовар матового, желтого цвета. Деревянные ручки покрыты черной краской.

КП-8580/1-4   ДП/р-2974/1-4  

 

3. Илл.9

Самовар жаровый, формы «банка».

Самоварная фабрика,  г.Тула, к. 19 в.- н. 20 в.,

Самовар жаровый, формы "банка" состоит из четырех разъемных частей и впаянной внутрь трубой в виде кувшина, на литом квадратном поддоне с широко расставленными ножками. Тулово профилировано опоясывающей по окружности в верхней части глубокой линией, переходящей в высокое, расширенное горло, на которое одевается крышка. В нижнюю часть тулова, соединяясь через крупную, рельефную, веерообразную личинку, вставлен кран со съемным ключом, украшенный трехлепестковой веткой, с роговыми отростками по бокам. В верхней части тулова, с двух сторон, находятся двухчастные горизонтальные ручки. Съемная конфорка, расширяющаяся кверху и шейка с идентичными сквозными фигурными прорезями. Самовар блестящего желтого цвета. Деревянные ручки покрыты черной краской.

НВФ - 1315 /1-5

 

4. Илл.10

Самовар жаровый, формы «банка».

Самоварная фабрика, г.Тула, к. 19 в.- н. 20 в.,

Самовар жаровый, формы "банка" состоит из четырех разъемных частей и впаянной вовнутрь трубой в виде кувшина на литом квадратном поддоне с широко расставленными ножками. Тулово профилировано опоясывающей по окружности в верхней части углубленной линией, переходящее в расширенное горло. В нижней части тулова соединяясь через круглую, слабо выраженную личинку, вставлен кран со съемным ключом, украшенный фигурной веткой и маленьким металлическим навершием. В верхней части тулова, с двух сторон,  находятся небольшие, подвижные горизонтальные, петлеобразные ручки; съемная крышка, соединяясь с конфоркой, образует опоясывающий выпуклый воротничок; съемная конфорка, расширяющаяся кверху и шейка – со сквозными прямоугольными прорезями. Самовар желтого цвета.

НВФ - 827 /1-4

 

5.Илл.11

Самовар жаровый, формы «банка».

 Фабрика Егора Ваныкина, г.Тула, к. 19 в.-н. 20 в.

Самовар жаровый, формы "банка" состоит из четырех разъемных частей и впаянной внутрь трубой в виде кувшина, стоящем на литом квадратном поддоне с широко расставленными ножками. Тулово приземистое, утяжеленное нижней частью, профилировано опоясывающей по окружности, в верхней части, широкой, углубленной линией. В нижней части тулова соединяясь через круглую, слабо выраженную личинку, вставлен кран со съемным ключом, оригинальная ветка отсутствует. Поступил с самодельной вертикальной веткой в виде вытянутого стержня с петелькой на конце. Съемная крышка, соединяясь с конфоркой, образует опоясывающий выпуклый воротничок; съемная конфорка, расширяющаяся кверху и шейка – со сквозными прямоугольными прорезями. В верхней части тулова, с двух сторон,  находятся подвижные горизонтальные петлеобразные ручки. Самовар коричнево-желтого цвета.

НВФ- 1562  /1-4

 

6. Илл.12

Самовар, электрический?,  формы «банка».

2пол. 20 в. СССР (Россия)

Самовар жаровый, формы "банка" состоит из трех разъемных частей. Тулово соединяется с литым квадратным поддоном, стоящим на четырех угловых ножках, шейкой с рельефными прорезями, идентичными на конфорке. В верхней части, тулово профилировано опоясывающими углубленными широкой, и узкими линиями. В нижней части тулова -  кран, который соединяется с туловом через овальную рельефную личинку. Ветка ключа имеет ромбовидную форму, разделена внутри посередине, образуя два треугольника, угол ветки венчается небольшим, металлическим круглым навершием. Ручки, находящиеся в верхней части тулова, по бокам – двучастные, состоящие из литой рельефной части и деревянной горизонтальной. На крышке с припаянной конфоркой, две деревянные круглые ручки. Самовар матового желтого цвета.

НВФ- 1563  /1-3

 

 

 

 

Самовары формы «рюмка»

7. Илл. 13

Самовар жаровый, формы «рюмка».

Паровая самоварная фабрика Н.Е.Баташева, г.Тула, 1877г.,

Самовар жаровый формы «рюмка» состоит из пяти разъемных частей и впаянной внутрь тулова трубой. Тулово, конусообразной формы, сужающееся книзу, профилировано вдоль четырьмя широкими расширяющимися кверху лепестками. Между лепестками проходят по две рельефных полосы, с частыми насечками, расположенными под углом.  Тулово переходит в высокое горло с отогнутым воротом, который украшен по ребру  частым фестончатым орнаментом, переходящим в широкий плоский край. Корпус, через шейку, верхняя часть которой украшена опоясывающей сквозной рельефной прорезью, в виде бобов и роговидных ромбов, соединяется с отлитым круглым, высоким, фигурным поддоном с выступающими четырьмя стилизованными ножками в виде трехпалых лап. В расширяющейся, верхней части тулова, по бокам трехчастные ручки, состоящие из двух фигурных, отлитых, петлевидных, с роговидными отростками частями и горизонтальной рельефной деревянной частью. Крышка профилирована опоясывающими линиями, разного диаметра. На ней же, с двух сторон, по ручке-навершию, на металлической ножке с деревянным крупным, чуть приплюснутым кольцом,  и сквозное отверстие, закрытое литым подвижным клапаном-отдушником. Литая, высокая конфорка с отогнутым верхним краем орнаментирована сквозной рельефной прорезью, в виде бобов и роговидных ромбов. Литой высокий куполообразный колпачок, вверху, переходящий в ножку венчается деревянным навершием. В нижней части тулова, соединяясь через рельефную, личинку овальной формы с туловом, находится длинный выступающий кран с рельефным гребенчатым носиком. В ствол крана вставляется литой ключ с веткой, в виде вертикального 8-образного стилизованного цветочного стебля с отростками, на верхнем, выступающем вверх отростке -  деревянное круглое, приплюснутое навершие. Сверху  ключа – фигурное металлическое навершие. Самовар блестящего серебристого цвета, все деревянные детали – черного.

КП-8285/1-5  ДП/р-2830/1-5

Поднос под самовар

Самоварная фабрика, Россия,  1883г.?

Поднос в форме замочной скважины с невысоким бортиком, отогнутым внешним краем, блестящего серого цвета.

8. Илл.14

Самовар жаровый, формы «рюмка».

Самоварная фабрика 1-ой кооперативной артели «Наше будущее», г.Тула, к. 19 - н. 20 в.,

Самовар жаровый формы «рюмка» состоит из пяти разъемных частей и впаянной внутрь тулова трубой в форме кувшина. Тулово, конусообразной формы, сужающееся книзу, профилировано вдоль четырьмя широкими расширяющимися кверху лепестками, между лепестками проходят по два рельефных желобка.  Тулово переходит в высокое горло с отогнутым воротом, который украшен по краю просечками, составляющими треугольники, переходящим в широкий плоский край. Корпус, через шейку, верхняя часть которой украшена опоясывающей сквозной рельефной прорезью, в виде бобов и роговидных ромбов, соединяется с отлитым круглым, высоким, фигурным поддоном с выступающими четырьмя стилизованными ножками в виде двухпалых лап. В расширяющейся, верхней части тулова, по бокам двухчастные ручки, состоящие из  фигурных, отлитых частей треугольной формы с масивным основанием и горизонтальной  деревянной частью. Крышка профилирована опоясывающими линиями, разного диаметра,  с двух сторон, по ручке-навершию, на металлической ножке с деревянным крупным, прямоугольным, со срезанными углами кольцом и сквозное отверстие, закрытое литым подвижным клапаном-отдушником. Литая высокая конфорка с отогнутым верхним краем орнаментирована сквозной рельефной прорезью, которая идентична конфорке. Литой высокий куполообразный колпачок, переходящий в верхней части в ножку, венчается деревянным навершием. В нижней части тулова, соединяясь через рельефную, овальную личинку с туловом, находится длинный выступающий кран с рельефным гребенчатым носиком. В ствол крана вставляется литой ключ с веткой, в виде вертикального  стилизованного цветочного стебля с отростками, на верхнем отростке - деревянное круглое, приплюснутое навершие. Сверху ключа – фигурное металлическое навершие. Самовар блестящего желтого цвета, все деревянные детали – черного.

КП-8358/1-5 ДП/н-2896/1-5

 

9.Илл.15

Самовар жаровый, формы «рюмка».

Самоварная фабрика «Товарищество торгового дома бр. Шемариных», г.Тула, кон. 19 в.- нач. 20 в.

Самовар жаровый формы «рюмка» состоит из пяти разъемных частей и впаянной внутрь тулова трубой в форме кувшина. Тулово, конусообразной формы, сужающееся книзу, профилировано вдоль четырьмя широкими расширяющимися кверху лепестками, между лепестками проходят по три рельефных желобка, переходит в высокое горло с отогнутым воротом, край, которого украшен крупным жемчужником. Соединяется с круглым поддоном на широко расставленных профилированных ножках, через шейку с ажурными прорезями, в виде колец, идентичными прорезями украшена и конфорка. В нижней части тулова – кран, который соединяется с туловом через ромбовидную личинку. В ствол крана вставляется съемный ключ, с вертикальной стилизованной растительной веткой, изогнутой S-образно. Вертикальные ручки, расположенные вдоль тулова, по бокам - трехчастные, состоящие из двух литых рельефных частей и деревянной, резной. На крышке, из-за утрат, два сквозных отверстия,  ручка, с деревянным навершием. Колпачок с крупным деревянным навершием, профилирован опоясывающими линиями. Самовар серого матового цвета.

КП- 8992 /1-5   ДП/р- 3240 /1-5

 

10.Илл.16.

Самовар сувенирный, жаровый, формы «рюмка».

 Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова, г.Тула, Россия (СССР)

Самовар жаровый сувенирный формы «рюмка» состоит из пяти частей. Тулово соединяясь через шейку, стоит на круглом поддоне с 4-мя ножками; крышка съемная с ручками-навершиями; конфорка, расширяющаяся кверху, и шейка - со сквозными круглыми прорезями; плоский колпачок - с навершием. В нижней части тулова – кран, со съемным ключом, с веткой в виде фигурного четырехугольника с двумя сквозными отверстиями, навершие на ветке утрачено. В верхней части тулова с двух сторон двухчастные, фигурные, треугольной формы ручки. Самовар блестящего серебристого цвета, пластиковая часть ручек, навершия – черного цвета.

НВФ- 1855/1-5  

 

Самовары формы «ваза»

 

11. Илл.17

Самовар жаровый, формы «ваза».

Самоварная фабрика Б.Г. Тейле,  г.Т ула, 1882г

Самовар жаровый формы «ваза» состоит из четырех разъемных частей и впаянной внутрь тулова трубой в виде кувшина. Тулово профилировано в виде выпуклых лепестков,  заужено в нижней части и сильно расширяющееся к центру, переходит в высокое зауженное горло с отогнутым фестончатым воротом, украшенным рельефными продольными  просечками, который переходит в широкий плоский край.  Тулово самовара, через шейку, в виде песочных часов, верхняя часть которой украшена опоясывающей сквозной рельефной прорезью, в виде бобов и роговидных ромбов, соединяется с отлитым круглым рельефным поддоном на четырех выступающих низких фигурных ножках, в виде стилизованных трехпалых лап, с треугольными прорезями в верхней части. В расширяющейся части тулова, по бокам двухчастные ручки, состоящие из фигурной отлитой роговидной части с масивным выступающим основанием и горизонтальной ромбовидной деревянной части. Крышка профилирована опоясывающими линиями, разного диаметра; сквозное отверстие, закрыто литым подвижным клапаном-отдушником, ручки-навершия - утеряны. Литая высокая конфорка с отогнутым верхним краем орнаментирована сквозной рельефной прорезью, в виде бобов и роговидных ромбов. В нижней части тулова, соединяясь через рельефную, овальной формы личинку с туловом, находится длинный выступающий кран с рельефным носиком. Сверху в ствол крана вставляется литой ключ с вертикальной веткой, в виде стилизованной растительной ветки образующей петли.  Во внутренней верхней части крайнего завитка ветки, изображение листа и свисающего желудя. Самовар блестящего серебристого цвета. Деревянные ручки серо-желтого цвета.

КП-5086/1-4   ДП/н-1854/1-4

 

12.Илл.18

Самовар жаровый, формы «ваза».

Самоварная фабрика Н.Баташева, г. Туле, к. 19 в.- н. 20 в.

Самовар жаровый формы «ваза» состоящий из пяти разъемных частей и впаянной внутрь тулова трубой. Тулово профилировано выпуклыми лепесткообразными, закругленными сверху, долями, заужено в нижней части и сильно расширяющееся к центру, переходящее в высокое горло с отогнутым воротом, ребро которого орнаментировано геометрическими чередующимися продольными ромбами и поперечными просечками, который переходит в широкий плоский край.  Тулово, через шейку, в виде песочных часов, верхняя часть которой украшена опоясывающей сквозной рельефной прорезью, в виде бобов и роговидных ромбов, соединяется с отлитым фигурным поддоном, с невысокими, далеко выступающими четырьмя фигурными ножками. В расширяющейся части тулова, по бокам двухчастные ручки, состоящие из фигурной отлитой роговидной части с крупным основанием и горизонтальной рельефной деревянной части. Крышка профилирована опоясывающими линиями, разного диаметра; ближе к краю, с двух сторон, по ручке-навершию, на металлической ножке с деревянным крупным, чуть приплюснутым кольцом,  и сквозное отверстие, закрытое литым подвижным отдушником. Литая высокая конфорка с отогнутым верхним краем орнаментирована сквозной рельефной прорезью, в виде бобов и роговидных ромбов. Литой высокий куполообразный колпачок, переходящий в ножку венчается деревянным навершием. В нижней части тулова, соединяясь через рельефную, веерообразную личинку с туловом, находится длинный выступающий кран с рельефным гребенчатым носиком, в ствол крана вставляется литой, трехлепестковый ключ с маленькими металлическими навершиями сверху и снизу. Самовар блестящего золотистого цвета. Все деревянные детали – черного

КП-7913/1-5  ДП/н-2677/1-5

 

13. Илл.19

Самовар жаровый, формы «ваза».

Самоварная фабрика Горнина,  г.Тула, к. 19 в.- н. 20 в.

Самовар жаровый формы «ваза» состоящий из пяти разъемных частей и впаянной внутрь тулова трубой. Тулово, сужающееся книзу, профилировано вогнутыми медальонами находящимися на сильно расширяющейся центральной части, переходящей в высокое горло с отогнутым воротом, ребро которого орнаментировано геометрическими чередующимися продольными ромбами и поперечными просечками, который переходит в широкий плоский край.  Тулово, через шейку, в виде пересекающихся, верхняя часть которой украшена опоясывающей сквозной рельефной прорезью, в виде песочных часов с овалом посередине, соединяется с отлитым квадратным поддоном, с выступающими низкими угловыми четырьмя ножками. В расширяющейся части тулова, по бокам двухчастные ручки, состоящие из фигурной отлитой роговидной части с выступающим основанием и горизонтальной рельефной пластиковой части. Крышка профилирована опоясывающими линиями, разного диаметра; ближе к краю, с двух сторон, по ручке-навершию, на металлической ножке с деревянным крупным, чуть приплюснутым кольцом,  и сквозное отверстие, закрытое литым подвижным клапаном-отдушником. Литая высокая конфорка с отогнутым верхним краем орнаментирована сквозной рельефной прорезью, в виде песочных часов с овалом посередине. Литой куполообразный колпачок, переходящий в ножку венчается деревянным навершием. В нижней части тулова, соединяясь через рельефную, веерообразную личинку с туловом, находится длинный выступающий кран с рельефным гребенчатым носиком. В ствол крана вставлен литой ключ с веткой, в виде вертикального стилизованного цветочного стебля S-образной формы с отростками по всему стеблю, на верхней точки которого, деревянное круглое, приплюснутое навершие. Сверху ключа – фигурное металлическое навершие. Самовар блестящего золотистого цвета, все навершия деревянные, темно-зеленого цвета, ручки – пластиковые, серого цвета.

КП-7914/1-5   ДП/н-2678/1-5

 

14. Илл.20

Самовар жаровый, формы «ваза».

Самоварная фабрика, г.Тула, к. 19 в.- н. 20 в.

Самовар жаровый формы «ваза» состоящий из пяти разъемных частей и впаянной внутрь тулова трубой. Тулово, сужающееся книзу, профилировано вогнутыми медальонами, овальной формы, находящимися на сильно расширяющейся центральной части, переходящей в высокое горло с отогнутым воротом, который орнаментирован мелким частым жемчужником, переходящим в широкий плоский край.  Тулово, через шейку, в виде песочных часов, верхняя часть которой украшена опоясывающей сквозной рельефной прорезью, в виде песочных часов с овалом посередине, соединяется с отлитым круглым поддоном, с выступающими высокими четырьмя фигурными ножками в виде стилизованных копыт. В расширяющейся части тулова, по бокам двухчастные ручки, состоящие из фигурной отлитой роговидной части с выступающим основанием и горизонтальной рельефной деревянной части. Крышка профилирована опоясывающими линиями, разного диаметра. На крышке с двух сторон, расположены две ручки-навершия, стоящие на металлической ножке с деревянным крупным, чуть приплюснутым кольцом,  и сквозное отверстие, закрытое литым подвижным клапаном-отдушником. Литая высокая конфорка с отогнутым верхним краем орнаментирована сквозной рельефной прорезью, в виде пересекающихся колец. Литой колпачок, венчается деревянным навершием на металлической ножке. В нижней части тулова, соединяясь через рельефную, овалообразную личинку с туловом, находится длинный выступающий кран с рельефным стилизованным носиком в виде головки утицы, с широко открытым плоским клювом. В ствол крана вставляется литой ключ с веткой, в виде вертикального стилизованного сложнопереплетенного цветочного стебля, с отростками по всей ветке, навершие утрачено. Сверху и снизу ключа – фигурные, металлические навершия. Самовар матового золотистого цвета, все деревянные детали – темно-коричневого цвета.

КП-8911/1-5  ДП/н-3194/1-5

 

 

Самовар формы «жёлудь»

 

15.Илл.21

Самоварэлектрический, формы «желудь».

 «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б. Л. Ванникова», г.Тула, 2006 г.,

Самовар электрический формы «желудь» состоящий из четырех разъемных частей, внутри тулова, снизу впаяна спираль. Тулово, овальной формы, профилировано вертикально, выпуклым изображением листьев, переходит в высокое горло с воротником, край которого украшен слабо выступающими, чередующимися жемчужником и ромбами. Тулово, через шейку, в виде песочных часов, соединяется с фигурным поддоном, с четырьмя выступающими низкими угловыми  ножками. В расширяющейся части тулова, по бокам трехчастные ручки, состоящие из фигурных спиралевидных отлитых частей и горизонтальной рельефной пластиковой части. Крышка-конфорка, со сквозными рельефными прорезями, профилирована опоясывающими линиями, разного диаметра; ближе к краю, с двух сторон, по ручке-навершию, на металлической ножке с пластиковым навершием. В нижней части тулова, соединяясь через рельефную, ромбовидную личинку с туловом, находится длинный выступающий кран с рельефным носиком. В ствол крана вставляется литой ключ с веткой, в виде вертикального стилизованного с роговидными отростками прямоугольника. Самовар блестящего серебристого цвета, все пластмассовые детали  черного цвета.

НВФ-1498/1-4

 

Самовары формы «груша»

16. Илл.22

Самовар-сувенир «Ясная Поляна», жаровый, формы «груша»

Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л.Ванникова, г.Тула, 1976 г.

Самовар-сувенир состоящий из четырех частей, формы «груша», внутри тулова впаяна труба. Тулово через шейку в виде песочных часов, соединяется с квадратным поддоном на четырех угловых ножках. В нижней, зауженой части тулова – кран, со съемным фигурным ключом. Двухчастные, фигурные, треугольной формы ручки располагаются на выпуклой части тулова. На съемной крышке с ручками-навершиями выгравировано «Ясная поляна» и изображение Знака качества; конфорка, расширяющаяся кверху, и шейка – со сквозными квадратными прорезями. Самовар серебристого цвета, пластиковая часть ручек, навершия – черного цвета.

НВФ -1564\1-4

 

17.Илл.23

Самовар-сувенир «Ясная Поляна», жаровый, формы «груша»

Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л.Ванникова, г.Тула, 1978 г.

 

Самовар-сувенир состоящий из четырех частей, формы «груша», внутри тулова впаяна труба. Тулово через шейку в виде песочных часов, соединяется с квадратным поддоном на четырех угловых ножках. В нижней, зауженой части тулова – кран, со съемным фигурным ключом. Двучастные, фигурные, треугольной формы ручки располагаются на выпуклой части тулова. На съемной крышке с ручками-навершиями выгравировано «Ясная поляна» и изображение Знака качества. Конфорка, расширяющаяся кверху, и шейка – со сквозными квадратными прорезями. Высокий конический колпачок венчается навершием. Самовар серебристого цвета, пластиковая часть ручек, навершия – черного цвета.

НВФ - 1854\1-5

 

Илл.24.

Поднос под самовар

Самоварная фабрика, Россия,  к.19 в. – н.20 в.

Поднос в форме замочной скважины с невысоким бортиком, отогнутым внешним краем, матового желтого цвета.

КП-7982  ДП/н-2731

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справочник терминов:[8]

 

Выколотка – холодная обработка листового цветного металла для получения полых объемных изделий или придания ему определенной формы и фактуры. Нет четкой грани между ручной выколоткой и чеканкой, часто термины используются как синонимы. (с.174)

Литье – способ изготовления(формовки) и декорирования изделий из расплавленного металла при помощи литейных форм, которые снимались с предварительно изготовленных моделей.(с.177)

Лужение – покрытие поверхности металлических изделий или заготовок слоем легкоплавкого олова (полудой) с целью защиты от окисления. Процесс: протравленное изделие (например, посуду) погружают в расплавленное олово, быстро вынимают, встряхивают и протирают.(с.178)

Монтировка (сборка) – процесс сборки изделия из отдельных частей/ деталей в процессе изготовления. (с.178)

Наводка – 2) кузнечная операция при чистовой холодной ковке для придания формы металлическим изделиям с помощью различных наводильных молотков, например наводка самоваров в медноиздельном промысле.(с.178)

Никелировка(никелирование) – нанесение на металлическую поверхность тонкого слоя никеля в защитно-декоративных целях. Различают никелировку блестящую и матовую.(с.179)

Отжиг – термическая обработка металла для повышения его пластичности и мягкости, уменьшения внутреннего напряжения. Является промежуточной или конечной операцией. Процесс: изделие/заготовку нагревают до 650-720 гр.С, выдерживают и постепенно охлаждают с определенной скоростью. Традиционный способ: в стальные коробки укладывали изделие, со всех сторон засыпав его березовыми углями, затем нагревали в печи и охлаждали в воде или, по мере остывания печи, в золе или в сухом горячем песке. (с.180)

Паяние (пайка) – способ неразъемного соединения твердых металлических деталей с помощью прокладки между ними расплавленных припоев, более легкоплавких, чем основные заготовки. Прочность повышалась последующим отжигом.(с.181)

Полирование (полировка, обтирка) – декоративная и технологическая обработка для удаления с металлической поверхности микронеровностей (шероховатостей) тонким резанием и давлением (сглаживанием). В результате доводят изделие до зеркального глянца (металлического блестка), когда луч света не рассеивается (как при шлифовке), а полностью отражается. (с.181)

Токарная обточка (точка) – холодная обработка металла способом срезания металлической стружки с поверхности заготовки для образования гладкой поверхности (обточка) или создания объемных форм (вытачивание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. –    

  М.: Эксмо форум. 2007г. с.244

[2] Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. –

   М.: Эксмо форум. 2007г. с.244

[3] Фрайкопф Г. Русские самовары. - СПб.: ICAR, 1995г. с.4

[4] Федотов Г.Я.  Звонкая песнь металла. Учебное издание. -  М.: Просвещение, 1990г.. с 44

[5] Федотов Г.Я.  Звонкая песнь металла. Учебное издание. -  М.: Просвещение, 1990г..с 42

[6] Гилодо. А.А. Русский самовар. Альбом. - М.: Советская Россия, 1991г. с.8

[7] Гилодо. А.А. Русский самовар. Альбом. - М.: Советская Россия, 1991г. с.1

[8] Системы научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминалогия. Справочник -  СПб.: «Арт-люкс», 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Список  литературы:

1. Арбат Ю. Красота вокруг нас. – М., Гос. Изд. местной промышленности и художественных промыслов, 1962г.

2. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. – М.: Бук Хаус, 2006г.

3. Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300лет. Иллюстрированная энциклопедия. Том 2. – СПб.: Государственный Эрмитаж, 2006г.

4. Дэвидсон П. Справочник коллекционера антиквариата. Периодизация по детали. – М.: Арт-Родник, издание на русском языке, 2002г.

5. История русского искусства. Издание 3-е, переработанное и дополненное. –М.: Изобразительное искусство. 1987г.

6. НовиковВ.П., Мельситов И.П., Комягин Ю.П.. Современные художественные изделия из металла. - Л.: Машиностроение. 1990г.

7. Навроцкий А.Г. Художественная ковка: Учеб.пособие. – М.: Высш.шк., 1995г.

8. Пронина.И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы 18 – первой половины 19в. – М., Изобраз. искусство,  1983г.

9. Разина Т.«О профессионализме и народности декоративно-прикладного искусства». Сборник статей «Советское декоративное искусство» № 6 . – М. Советский художник, 1983г.

10.Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Альбом.  – Л.: Художник РСФСР.1984.

11. Русский праздник. Иллюстрированная энциклопедия. -  С-Пб.: Искусство-СПБ. 2001.

12. Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы. – М.: Альма Матер. 2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список иллюстраций:

Илл. 1

Вид внутренней части тулова с жаровой трубой и решеткой.

 

Илл.2

Вид самовара снизу, решетка закрывается подвижной створкой от выпадения

горячих углей.

 

Илл.3 

Схема устройства самовара.

 

Илл. 4.

Фрагмент крышки самовара жарового:  КП-7913\1-5   ДП-2677\1-5

 

Илл. 5 «а»  

Фрагмент крышки самовара жарового:  НВФ-827\1-4 

 

Илл.5 «б»

Фрагмент тулова с оттисками печатей.

 

Илл. 6  

Фрагмент крышки самовара жарового:   КП-8358\1-5  Дп-2896\1-5

 

Илл.7.

Самовар жаровый, формы «банка».

Самоварная фабрика «Товарищество торгового дома братьев Шемариных»,

г. Тула, Россия, кон. 19 в.- нач. 20 в.,

Латунь, дерево, выколотка, литье, чеканка, никелирование.

Р-р: общ.- 43х30х25,5; тулово - 38х30х25,5; крышка- d-16 см; h-5 см; конфорка-d -9 см,

h-3,3; колпачок - d-6см, h-6 см; ключ-9,3х7,2

Приобретено у Кондакова И.Н., г. Котлас, Архангельской области

Поступление  2010г.  КП- 8900 /1-5  ДП/р- 3193 /1-5

 

Илл.8

Самовар жаровый, формы «банка».

Самоварная фабрика «Товарищество торгового дома братьев Шемариных», г. Тула, Россия, к. 19 в.- н.20 в.

Латунь, дерево, выколотка, литье,

Р-р. общ: 55х38х32; тулово:51,7 х38х32; крышка: d-10, h-24,5; конфорка: d-6, h-15; 

ключ: 12,2х6,2

Дар Страхова А.А. жителя г. Южно-Сахалинска

Поступление начало 1991г. КП-8580/1-4 ДП/р-2974/1-4  

 

Илл.9

Самовар жаровый, формы «банка».

Самоварная фабрика,  г.Тула, к. 19 в.- н.20 в.

Латунь, дерево, выколотка, литье, чеканка.

Р-р. общ.: 53х35х37; тулово: 48х35х37; крышка: h-6;d-27; конфорка: h-6,5;d-13; колпачок:  h-6,7;d-7,8; ключ: 11,4х5,6

Дар  А.А.Страхова, жителя г. Южно-Сахалинска

Поступление 1992г. НВФ - 1315 /1-5

            

Илл.10   

Самовар жаровый, формы «банка».

Самоварная фабрика, г.Тула, к. 19 в.- н. 20 в.

Латунь, дерево, выколотка, литье, чеканка.

Р-р. общ.:47,3х26,5х32; тулово:44х26,5х32; крышка:h-8,5;d- 22; конфорка:h-4,8;d-14; ключ:-13,1х4,8,

Дар А.А.Страхова, жителя г.Южно-Сахалинска.

Поступление 1992г.  НВФ - 827 /1-4

              

Илл.11

Самовар жаровый, формы «банка».

 Фабрика Егора Ваныкина, г.Тула, к. 19 в.- н. 20 в.

Латунь, дерево, выколотка, литье

Р-р: общ. – 50х35,5х29; тулово – 48,5х35,5х29; крышка – h-10; d-25; конфорка - h-4,6;

d-14,6;  ключ – 11х9

Дар  А.Н. Бровченко, житель г.Южно-Сахалинска

Поступление 2008г. НВФ- 1562  /1-4

 

Илл.12     

Самовар электрический, формы «банка».

 2п. 20 в. СССР (Россия)

Латунь, дерево, выколотка, литье

Р-р: общ. – 82,5х56,5х54,5; тулово – 68х56,5х54; крышка-конфорка – h-15,5; d-40,5; ключ – 15,5х7,5

Дар  А.Н.Бровченко, житель г. Южно-Сахалинска

Поступление 2008г. НВФ- 1563  /1-3

 

Илл.13

Самовар жаровый, формы «рюмка».

Паровая самоварная фабрика Н.Е.Баташева, г. Туле, 1877 г.

Латунь, дерево, выколотка, литье, никелирование

Р-р: общ. – 53х36,5х35,5; тулово –48х36,5х35,5; крышка – h-5,2; d-20; конфорка - h-4,2; d-11,4; колпачок - h-6; d-7; ключ – 11х9х1,7

КП-8285/1-5  ДП/р-2830/1-5

Поднос под самовар

Самоварная фабрика. Россия.  1883 г.?

Латунь,  штамповка, никелирование.

Р-р: 48х35х2,5

Приобретено у А.В.Ломтевой, жительницы г. Южно-Сахалинска

Поступление 2008г.    КП-8285/1-5 ДП/р-2830/1-5

    

Илл.14       

Самовар жаровый, формы «рюмка».

Самоварная фабрика 1-ой кооперативной артели «Наше будущее», г.Тула, к.19 в.- н.20 в.

Латунь, дерево, выколотка, литье.

Р-р: общ. – 58х39х28; тулово –53х39х28; крышка – h-5,2; d-20; конфорка - h-4,2; d-11,4; колпачок - h-6; d-7; ключ – 11х9х1,7

Дар А.А Страхова, жителя г. Южно-Сахалинска.

Поступление 2008г. КП-8358/1-5  ДП-2896/1-5

 

 

 

Илл.15

Самовар жаровый, формы «рюмка».

Самоварная фабрика «Товарищество торгового дома бр.Шемариных», г. Тула, кон.19 в.- нач. 20 в.

Латунь, дерево, выколотка, литье,  чеканка, никелирование.

Р-р общий-46х32,5х31; тулово-40,8х32,5х31; крышка-h-4,7;d-18; конфорка-h-4,3;d-13; колпачок - h-5;d-6,7; ключ-8,8х9,4

Приобретен у  Якушкиной Е.П., жительницы г. Южно-Сахалинска.

Поступление 2010г. КП- 8992 /1-5  ДП\р- 3240 /1-5

 

Илл.16

Самовар сувенирный, жаровый, формы «рюмка».

Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л. Ванникова, г.Тула , Россия (СССР),  1979г.

Металл, пластик, выколотка, отливка, гравировка, никелирование.

Размеры: общий-17,4х10,7х11,2; тулово-15,8х10,7х11,2; крышка-h-2,2;d-8,3; конфорка-h-2,1;d-4; колпачок- h-1,4;d-1,9; ключ-3,1х2,4;

Дар  Острочревого Петра Степановича, жителя, г.Южно-Сахалинска

Поступление 2010г. НВФ- 1855/1-5  

 

Илл.17

Самовар жаровый, формы «ваза».

Самоварная фабрика Б.Г.Тейле,  г.Тула, 1882г

Латунь, дерево, выколотка, литье, никелирование.

Р-р общий-40х39х37; тулово-37,6х39х37; крышка-h-5;d-19; конфорка-h-4,2;d-10;

ключ-9,8х8,5

Приобретено у  Ванханен В.В. , г.Томари 

Поступление 1993г. КП-5086/1-4  ДП/н-1854/1-4

 

Илл.18

Самовар жаровый, формы «ваза».

Самоварная фабрика Н. Баташева, г.Туле, к. 19 в. - н. 20 в.

 Латунь, дерево, выколотка, литье

Р-р: общ. - 50,5х40х35; тулово – 41х40х35; крышка – h-6; d-20,6; конфорка - h-4,2; d-10,7; колпачок - h-6; d-7; ключ – 13,3х6х2,4

Приобретено на машиностроительном заводе «Штамп» (после реставрации), г.Тула.

Поступление 2007г. КП-7913/1-5  ДП/н-2677/1-5

 

Илл.19

Самовар жаровый, формы «ваза».

Самоварная фабрика Горнина, г.Тула. к. 19 в. -  н. 20 в.

Латунь, дерево, пластик, выколотка, литье

Р-р: общ. – 47х37х39; тулово – 30х37х39; крышка – h-5,5; d-21; конфорка - h-5,4; d-11,4; колпачок - h-6,8; d-6,8; ключ – 2,5х9,2х1,7

Приобретено на машиностроительном заводе «Штамп» (после реставрации), г.Тула.

Поступление 2007г. КП-7914/1-5  ДП/н-2678/1-5

 

Илл.20

Самовар жаровый, формы «ваза».

 Самоварная фабрика, г. Тула, к. 19 в.- н. 20 в.,

Латунь, дерево, выколотка, литье.

Р-р: общ. – 43х33,5х33; тулово – 37х33,5х33; крышка – h-5,2; d-17,5; конфорка - h-4,7; d-10; колпачок - h-6,3; d-6,5; ключ – 11,5х

Приобретено у Кондакова И.Н., г. Котлас, Архангельской области

Поступление  2010г. КП-8911/1-5  ДП/н-3194/1-5

 

Илл.21

Самовар электрический, формы «желудь».

 «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л.Ванникова», г. Тула, Россия, 2006г.,

Латунь, пластик, штамповка, литье, никелирование.

Р-р: общ. – 36,3х28,5х25,5; тулово –29,5х28,5х25,5; крышка-конфорка - h-7,8; d-14; ключ – 7,3х6; шнур - d-160

Приобретено  на машиностроительном заводе «Штамп», г. Тула.

Поступление 2007г. НВФ-1498/1-4

 

Илл.22

Самовар-сувенир «Ясная Поляна», жаровый, формы «груша»

Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л.Ванникова, г. Тула, СССР, 1976 г.

Латунь, пластик, штамповка, литье, никелирование

Р-р: общ. –13х10х11; тулово – 11,8х10х11; крышка – h-1,8; d-5,5; конфорка - h-1,1; d-3,8; ключ – 2,6х2,6

Дар Черепановой Н.А., жительницы г.Южно-Сахалинска

Поступление  2008  г. НВФ -1564\1-4

 

Илл.23

Самовар-сувенир «Ясная Поляна», жаровый, формы «груша»

Машиностроительный завод «Штамп» им. Б.Л.Ванникова, г.Тула, СССР, 1978 г.

Латунь,  пластик, штамповка, литье, никелирование

Р-р: общ. –13х10х11; тулово – 11,8х10х11; крышка – h-1,8; d-5,5; конфорка - h-1,1; d-3,8; колпачок - h-6,3; d-6,5; ключ – 2,6х2,6

Дар  Острочревого Петра Степановича, жителя, г. Южно-Сахалинска

 Поступление 2010г. НВФ -1854\1-5

 

Илл.24

Поднос под самовар

«Патрубтрест», г. Тула, Россия,  нач. 20 в. – с.20 в. 

Латунь,  штамповка, никелирование.

Р-р: 45х32х1,6

Приобретено у А.В.Дегтярева, жительницы г. Южно-Сахалинска

Поступление 2008г.  КП-7982 ДП/н-2731

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Новости

Открытие выставки «Культура моего народа»

7 февраля  2019 в 15.00 в Сахалинском областном художественном музее состоится открытие выставки  «Культура моего народа»

Мастер-класс по изготовлению куклы на щепке

3 января 2019 года в 15.00, Центр русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли», в рамках новогодней и рождественской программы «Музей и дети», приглашает сахалинцев и гостей острова на мастер-класс по изготовлению куклы на щепке.

Открытие выставки «Здесь морем пахнущие ветры…»

21 декабря 2018 года в 17.30 Сахалинский областной художественный музей приглашает островитян и гостей региона на открытие выставки изобразительного искусства «Здесь морем пахнущие ветры…».

«Под покровительством Тэму, Подя и Дуэнте Эдени. Искусство ульчей Хабаровского края»

В Корсаковском историко-краеведческом музее состоялось открытие выставки «Под покровительством Тэму, Подя и Дуэнте Эдени. Искусство ульчей Хабаровского края».

«Музей и дети». Новогодние и рождественские мероприятия

Со 2 по 8 января 2018 года Сахалинский областной художественный музей и Центр русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли» приглашает сахалинцев и гостей острова посетить новогодние и рождественские мероприятия, в рамках программы «Музей и дети».

Школа восприятия

Ресурсный центр

На краю земли

Русский музей

Режим работы

Режим работы музея:

Вт-вс: с 10:00 до 18:00

Касса работает с 10:00 до 17:30

Четверг: с 10:00 до 20:00

Касса работает с 10:00 до 19:30

Понедельник - выходной.

Контакты

© 2010 ГБУК «Сахалинский областной художественный музей»
693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 137

Заказ экскурсий:                    8 (4242) 723-643               Факс: 8 (4242) 722-925

Отправить сообщение..