• Register

Живое серебро (произведения ДПИ из рыбьей кожи из коллекции СОГХМ)

Глушакова И.А., вед. науч. сотрудник СОГХМ.

    Искусство коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Крайнего Севера и северо-востока Сибири – это живая этнография в современном мире, уходящая своими корнями в глубокую древность. Поэтому каждая вещь, изготовленная северными мастерами, является не только бытовым предметом, но и памятником культуры.

     При первом  же знакомстве с прикладным искусством северных народов поражает не только изящество и своеобразная красота одежды, предметов быта, труда, но и удивительная простота и точность исполнения. Все виды традиционного прикладного искусства, выразительного и своеобразного, представляют собой наиболее ранний этап развития культуры, который прошли многие народы мира; имеют свои характерные черты, свои эстетические особенности, обусловленные древними корнями, самобытной, многовековой историей. Умение северного жителя видеть художественный образ в привычных предметах поистине уникально и прививается с детства.

     В изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства у нивхов, так же как и у нанайцев, ульчей, удегейцев и других народов Дальнего Востока и Крайнего Севера было четкое разделение труда. Твердые материалы – дерево, кость, металл, – обрабатывались мужчинами. Здесь сформировался особый стиль, для которого характерны строгость и четкость линий, простота и лаконизм художественных средств и приемов.

     Мягкие материалы – кожа, мех, ткани, береста, – обрабатывали преимущественно женщины. Эти произведения характеризуются мягкостью форм, яркой тональностью, тонким вкусом.

         Первые письменные свидетельства о «рыбьекожих» сохранились в китайских хрониках династии Хань, правившей Поднебесной империей с III в. до новой эры по III век новой эры: «В двухстах ли от Хэлуна на севере есть хребет, называемый Тайбаньшай,- сообщил в донесении о поездке к «северным варварам» китайский чиновник. –  От сего хребта на север через 13 дней пути лежат горы Цили. Еще на север через 7 дней пути река Лосян. Еще через 15 дней на север река Тайлушуй. Еще через 18 дней пути на северо-восток лежат владения уцзи…».[1]

    Уцзи – древнее название одного из дальневосточных племен. Это их, аборигенов Приамурья, называли в Китае «одетыми в рыбью кожу». Народы Амура действительно шили из нее одежду, обувь и даже паруса лодок. Кожа лососевых обладала в глазах таежных охотников и рыболовов массой достоинств. Она была прочной, легкой, не пропускала воду; ее можно было украсить вышивкой, аппликацией, росписью. Правда выделка рыбьей кожи была исключительно сложной, требовались особая тщательность и знание материала.

     И в середине XIX века основным материалом для пошива одежды приамурских народов живших в бассейне Амура от Ханганских хребтов до устья, была кожа рыбы. Самые первые исследователи культуры и материального быта аборигенов, побывавшие здесь с научными экспедициями и создавшие впоследствии фундаментальные этнографические труды, не скрывали своего восхищения. Например, Ричард Маак в 1885 году поражался наклонностям здешних жителей придавать всем своим вещам красивый вид, разнообразию узоров, украшающих  их вещи и приятному сочетанию употребляемых ими красок; во всем этом ясно проглядывается чувство изящного, развитие художественного инстинкта. В 1913 году другой путешественник - Иван Лопатин пишет в своей книге о необычном материале, который для местных народов был основным при изготовлении одежды и многих других предметов быта: «Но и в настоящее время даже около русских селений можно встретить «франтов» щеголяющих в халатах из рыбьей кожи, а в глухих далеких стойбищах до сих пор остался  в большом ходу старинный национальный костюм…».[2]

     В 1960-е годы в связи с переселением  нивхов в пос. Ноглики и Некрасовку, и отрывом от  традиционных промысловых угодий обычай, придававший народному искусству обязательность, уходит в прошлое. Трудоемкое рукоделие оказалось на грани вымирания. Распространение одежды общеевропейского типа приводит к отмиранию традиционного народного костюма, хотя его продолжают носить пожилые люди и молодежь на праздниках народов Севера Сахалина. Хорошей традицией с 2006 года стало ежегодное проведение праздника коренных малочисленных народов Сахалина, приуроченного ко Дню коренных народов мира. Сопровождаются они ярмарками, на которых представлены лучшие произведения ДПИ народных умельцев. Такие мероприятия являются залогом успешного сотрудничества между музеем и мастерами – представителями коренных малочисленных народов Сахалина: для пополнения музейного фонда ДПИ раздела «Искусство коренных малочисленных народов Дальнего Востока» закупаются наиболее ценные произведения ДПИ, проводятся персональные выставки.

     Удэгейка из села Красный Яр Н.П. Кукчинка рассказывала, что «раньше и брюки и одежды делали из рыбьей шкуры. Ткани не было». Недаром хозяйку загробного мира удэгейцы представляли как старую одинокую женщину, одетую в халат из кожи рыбы. По преданию удэгейцев выкуп за невесту состоял из одного чугунного котла, 3-х расписных халатов и серебряных денег.[3] Формулировка «три расписных халата» как раз указывает на то, что в прошлом традиционная одежда была из кожи зверя или рыбы, на которую наносили орнамент природными красками – расписывали. Мастерицы хорошо знали секреты выделки и обработки рыбьей кожи, что позволяло им создавать поистине  высокохудожественные изделия, отличающиеся тонкостью  исполнения,  национальным своеобразием.

     Кожу рыбы обычно снимали в апреле, когда еще не было мух, или осенью после холодов, когда их уже не было. Процесс обработки включал несколько этапов. Свежую рыбу вялили в течение нескольких часов (3-4-х) до появления корочки («когда слизь высохнет», чтобы рыба не скользила»). Шкуру сначала надрезали вокруг головы, затем делали два продольных разреза (от головы к хвосту) на брюхе вдоль плавников (брюшки были одним из любимых лакомств, поэтому их вырезали). Шкуру снимали при помощи костяного ножа от угла, околожабренного надреза по диагонали в направлении хвоста: сначала с одной стороны, потом с другой. Вдоль хребта оставляли неснятой полосу шириной 2,5-3 см, которую отдирали рукой на заключительном этапе рывком от головы к хвосту. Ножи для снятия кожи с тушек рыбы – нанайские мужчины вырезали из кости голени лося. Каждую шкурку отдельно высушивали на тальниковых вешалах в расправленном виде, перекинув через прут. Вешала ставили на ветер. Высушенную кожу рыбы складывали стопой,  чешуей друг к другу, сворачивали путем последовательного сгибания: сначала по длинным сторонам навстречу друг другу, потом по коротким в четыре слоя (чтобы быстрее обрабатывать), после чего били в мялке. В центральную выемку станка одновременно закладывали до 10 и более шкурок в зависимости от ее размеров. После непродолжительного битья колотушкой добавляли еще шкурки.[4]

     Известная мастерица из села Булава Зоя Александровна Пластина (1911-1992 гг. ж.) в качестве станка использовала деревянный брус с прямоугольной прорезью в центре, а молотком ей служил тупой топор-колун. Перед тем как заложить кожи рыб в прорезь станка, мастерица вымачивала их в бульоне из рыбьих голов, скручивала, расправляла, мяла руками, только потом тщательно выбивала в мялке.

     Для пошива праздничной одежды кожу рыб дополнительно вымачивали в бульоне из рыбьих голов или смазывали кашицей  из размельченной, жидко разведенной водой сухой кетовой икры, скручивали, расправляли (сначала растягивая поперёк, потом вдоль), мяли руками и снова тщательно выбивали в мялке, обрабатывали пемзой. Кожа сазанов и щук получалась как шелковая (рис. 1 ВХ-1001).

      Раскрой халата из кожи рыбы – сложная и ответственная работа. Необходимо было избежать эффекта беспорядочно нагроможденных небольших кусочков и создать гармоничную мозаичную композицию из нескольких десятков рыбьих кож. На пошив одного халата уходило в среднем 30 рыбьих кож в зависимости от размера одежды и материала. Праздничные халаты из кожи рыбы украшались аппликацией из кожи рыбы. Для этого кожу рыбы сначала окрашивали, затем вырезали орнамент, наклеивали на халат рыбьим клеем, края аппликации пришивали нитями из кожи рыбы.

     Украшение халатов из рыбьей кожи требовало не только тонкого вкуса, но и большого мастерства. Искусство обработки кожи рыбы и изготовления из нее одежды сохранилось у коренных малочисленных народов Дальнего Востока Сибири и северо-восточной части Сибири до настоящего времени. Время внесло свои коррективы в  технологию процесса, однако кожу рыбы и сегодня мнут, сохранив традиции своих бабушек и прабабушек.

    Сегодня халаты, обувь, рукавицы, сумки и др. предметы коренных малочисленных народов Севера Сахалина и Хабаровского края, с очень точными вкраплениями этнографических деталей и гармоничным сочетанием старых и новых технологий украшают небольшую (всего  25 единиц хранения) коллекцию Сахалинского областного государственного художественного музея.

      Магию серебристой чешуи мы наблюдаем в великолепном ульчском халате из рыбьей кожи Пластиной Зои Александровны (КП-1399, ДП/н-832). Халат этот праздничный, его надевали, когда уезжали к родственникам в соседние селения, на свадьбу, медвежий праздник. Сшит тонкими сухожильными нитками из хорошо подобранных  кусочков рыбьей кожи. Ее охристо-золотистый цвет удачно сочетается с аппликативным орнаментом, который также изготовлен из рыбьей кожи. Единство материала давало мастерам возможность создавать благородную, неяркую цветовую гамму. Особенного внимания на халате заслуживает его  декор. Прежде всего, это касается парных спиралей, заключенных в своеобразный узор. Они представляют собой законченную композицию. Спинка халата украшена рядами аппликативных изображений, тонированных в синий цвет. Окрашенные орнаменты передают изображение стройной системы мироздания, какой представлял ее древний коренной житель Дальнего Востока. Нижний ряд орнаментов на спинке халата изображает двух стилизованных рыбок и черепаху, представляет подводный мир, средний, в виде стилизованного дерева и двух фигур людей – земной мир. В верхней части спинки, в небесном мире, изображены птицы и спиралевидные фигуры. Границей между средним и верхним ярусами служат сросшиеся тела змей. Концентрация орнамента на спине несет, по всей видимости, оберегающую функцию». Такие халаты, как правило, передавались по наследству от матери к дочери. Часто их носили представительницы 5-6 поколений, но окраска аппликаций не теряла своей мягкости и свежести.

     В результате реализации проекта «К истокам», целью которого являлось комплектование коллекции Сахалинского областного государственного художественного музея произведениями малочисленных народов Сахалина, в начале 2007 г. музеем был приобретен детский нивхский халат из рыбьей кожи. Автор его уильтинская мастерица Бибикова Елена Алексеевна (1942 г.р.), п. Ноглики, Сахалинская область (КП-7898, ДП/н-2662).  Халат изготовлен в традициях уильтинского и нивхского народного искусства. Халат распашной с широкой левой полой, отрезной спинкой и передом, выполнен из многочисленных крупных фрагментов обработанной кожи рыбы лососевых пород, соединенных машинным швом. Заплаты и мелкие фрагменты пришиты швом «козлик с петлей». По краю левой полы, подолу, манжетам и боковым разрезам пришита широкая полоса черной ткани, обрамленная серым кантом. На полосе ткани, пришитой по верхнему краю борта левой полы и боковым разрезам, халат украшен орнаментом, состоящим из криволинейных фигур, дополненных V-образными элементами. Обрамление орнамента  выполнено отделочным тамбурным швом.

     Помимо утилитарной и эстетической функций, одежда народов Сибири и Дальнего Востока служит готовой иллюстрацией об отношении и взаимоотношении коренных малочисленных народов с матерью-природой. Знания природы и повадок животных, полученных в ходе охоты и других традиционных видов промысла; знания священных сказаний и мифов нашли свое отражение в сюжетах декора и мотивах орнамента.

     Хорошим дополнением традиционного костюма нивхов служили оригинальные по форме и декору сумки и кисеты из рыбьей кожи.

     В традиционной одежде коренных народов Дальнего Востока карманы не предусматривались. Это восполнялось большим разнообразием сумок и сумочек, подвешиваемых к поясу, надеваемых через плечо, прикручиваемых к седлу оленя. Они выполняли декоративное, рукодельное, хозяйственное, охотничье и транспортное предназначение.

     Оригинальные по форме и декору сумочки из рыбьей кожи из коллекции СОГХМ  принадлежат нивхской народной мастерице, Кимовой Лидии Демьяновне (1939-2003 гг. ж.),  которая внесла значительный вклад в сохранение и развитие нивхской традиционной культуры на Сахалине. Участвовавшей в областных выставках народного творчества, персональной выставке, в СОГХМ. Её работы хранятся в Сахалинском областном государственном художественном музее; Сахалинском областном краеведческом музее; Историко-этнографическом музее п. Ноглики; Государственном музее этнографии (г.Санкт-Петербург); в Художественном фонде Хабаровского отделения Союза художников России; Хабаровском краевом краеведческом музее имени Н.И. Гродского; Айнском музее города Сираой, Этнографическом музее г.Осака, Япония

     При шитье сумочек используются популярные в искусстве народов ДВ технико-художественные приемы: мозаика и инкрустация. Одна сумочка (КП-6599,  ДП/н-2131) сшита из наложенных друг на друга кусочков рыбьей кожи в форме полукруглых язычков чешуи. Лицевая поверхность сумочки украшена тремя орнаментальными розетками, вставленными в вырез основного материала. Верхний край сумочки украшен петельками из бусин, скрученных из полосок рыбьей кожи.

     Вторая сумочка (КП-6540,  ДП/н-2109), изготовленная из вертикальных полос рыбьей кожи,  украшена на лицевой стороне трехчастной композицией со стилизованными изображением рыб. Края сумочки и узенькая ручка в виде кожаной полоски декорированы  подвесками из скрученной рыбьей кожи и керамическими шариками.

     Значение практических возможностей рыбьей кожи обогащается у мастерицы сознанием ее эстетических качеств. При взгляде на произведения создается впечатление легкости и изящества.

     Хранительницей национальных нивхских традиций является мастерица  из с. Чир-Унвд, Тымовского района Сахалинской области Шкалыгина Ефросинья Николаевна (1942 г.р.). В 2006 году музейная коллекция пополнилась несколькими ее сумочками из рыбьей кожи (КП-7815,  ДП/н-2598; КП-7816,  ДП/н-2599). Выполнены из тонкой кожи рыбы, фрагменты которой пришиты машинным швом, украшены процарапанным орнаментом в виде повторяющихся S-образных спиралей.

     Используя декоративный эффект, текстуру черно-белых оттенков рыбьей кожи, мастерицы создают не только этнографически точные традиционные предметы, но и произведения декоративно-прикладного искусства. Так в коллаже «Кераф – летнее жилище нивхов» (КП-6686,  ДП/н-2150), нивхская мастерица Лидия Демьяновна Кимова (1939 -2003 гг. с. Теньги Охинского района, Сахалинской области) использует не только  оттенки цвета различных частей рыб (брюшко, спинка), но и других пород рыб, чтобы составить из них изображение жилища, водной глади, гребней волн, солнца и осенней листвы. Пытаясь передать все это, она режет кожу на кусочки, крощит ее и даже коптит. В результате серо-голубые полоски рыбьих спинок рисуют водную гладь, белесоватые – гребни волн, а подкопченные – солнышко и осеннюю листву. Общий серебристый цвет объединяет все в единое целое, создавая иллюзию серебристой дымки, сквозь которую жилище проступает словно видение – мираж.[5]

     Ощущение пасмурного ветреного дня передано в коллаже «Юкола сушится» (КП-6672,  ДП/н-2149). Композиция составлена из фигурных полос рыбьей кожи разных форм и размеров. На переднем плане изображены низкие елочки, далее на возвышении – деревянные сушила, на верхних перекладинах которых сушится юкола, на нижних сидит женщина. Позади развешены сети, справа изображен дом с двускатной крышей. Среди серебристо-серых облаков проглядывает желтоватое солнышко.            

     К традиционно используемому материалу – рыбьей коже - обращаются

Вероника Осипова, Наталья Пулюс из п. Ноглики Сахалинской области,  окончившие Московское художественно-промышленное училище имени М. Калинина, а также Шкалыгина Ефросинья Николаевна из села Чир-Унвд, Тымовского р-на, Сахалинской области, Дятала Пумпа из с. Колльчем, Ульчского р-на, Хабаровского края. Они были участниками различных выставок и семинаров по декоративно-прикладному искусству. Сегодня умелицы восхищают своим мастерством зрителей, земляков, участников

международных выставок. Рассматривая их сахалинские пейзажи и панно, мы наблюдаем  в них особое серебристое свечение, пластику линий, тонкую цветопередачу.

      Носительница культуры уильта, Вероника Владимировна Осипова (1966 г.р., поселок Ноглики, Сахалинская обл.) создала родовую общину «Гевва» по выпуску национальной продукции: одежды (халаты, торбаса), сувениров из меха и кожи, уникальных художественных картин из рыбьей кожи. Она участница Международной выставки-ярмарки «Регион-Экспо 2007-2008 гг. Северная цивилизация», где за работу с рыбьей кожей получила золотую медаль. Помимо вышивки и шитья традиционной одежды и предметов быта, В.В. Осипова владеет уникальной техникой росписи по коже рыбы. Создавая декоративные панно, вводит в сюжетные композиции этнические элементы, придавая изделиям национальный колорит. На панно «Девушка и цапля» (КП-6539,  ДП/н-2114), из фондов СОГХМ,  тонкие графические линии в сочетании с размытыми пятнами туши рисуют северный пейзаж, девушку в национальном костюме, стоящую среди высоких трав, реку за ее спиной, лодку с сидящим в ней человеком, летящую в небе птицу. Роспись, сделанная тушью и пером на рыбьей коже, обрамлена изящным спиралевидным орнаментом, вырезанным из рыбьей кожи. Черное бархатистое обрамление подчеркивает серебристый цвет рыбьей кожи.

    В 2001 году музейная коллекция декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Дальнего Востока пополнилась интересной в художественном отношении  коллекцией кукол в традиционных  нивхских одеждах. Автор их Кимова Лидия Демьяновна (1939-2003 гг. ж., п. Ноглики, Сахалинская обл.). Куклы одеты в традиционные нивхские одежды из рыбьей кожи и ткани, украшенные орнаментальными полосами и ажурными металлическими украшениями, в нерпичьих торбасах. В своих работах мастерица использует традиционные материалы: рыбью кожу, мех нерпы и норки, бересту, а также излюбленные сахалинскими мастерами техники: аппликацию, инкрустацию, вышивку.

   Тонкостью работы отличается кукла «Женщина в нивхском халате» (КП-6687, ДП/н2151). Ее одежда и обувь, а также лицо и кисти рук выполнены из кожи рыбы. Изящная аппликация и вышивка на халате и обуви, богатый орнамент спинки, украшения в виде трех нитей бус на груди, подчеркивают этнический характер изделия.

     В изготовлении коллекции кукол Л.Д. Кимова воплотила свою давнюю мечту по созданию традиционной нивхской одежды. Приобретенная коллекция кукол в национальных нивхских одеждах стала достойным пополнением музейного фонда ДПИ, отражением национального наследия.

    Женское искусство нивхских, ульчских мастериц глубоко традиционно. Это классика народного декоративного искусства, которое с огромной эстетической и нравственной силой преобразовывало на протяжении веков жизнь и быт этих малочисленных народностей по законам красоты, таежной эстетики. Рыбья кожа – удивительный природный материал, который подсказывает талантливому художнику сюжетные мотивы, ведь не всякий может увидеть в простых узорах рыбьей кожи рассветы и закаты, причудливые фигурки зверей и птиц. Запечатленные в памяти образы, проходя через призму фантазии, предстают перед зрителями в виде замечательных произведений искусства.



[1] "Знание-сила" № 7, 2000 г. Бронштейн М. По следам одетых в рыбью кожу. С-1

[2] История и культура нивхов: ист-этногр. Очерки/Отв. Ред. В.А. Тураев; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока РАН. СПб: Наука, 2008. – 270 с.; с.7-11

[3] Словесница искусств № 16, 2005. С. Мезенцева «Уроки ремесла», с.68-69

[4] Гонтмахер П.Я. Золотые нити на рыбьей коже: Очерки о декоративном искусстве нивхов.-Хабаровск: Кн. Изд-во, 1988.-128 с.; с. 8

[5] Каталог произведений из коллекции Сахалинского государственного областного художественного музея. ГУП «Сахалинская областная типография», с.14-15.

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Белобородова К.П., Приамурские узоры/ К.П. Белобородова. Л.: Художник РСФСР, 1976. – 106 с.
  2. Гонтмахер П.Я. Золотые нити на рыбьей коже: Очерки о декоративном искусстве нивхов.-Хабаровск: Кн. Изд-во, 1988.-128 с.
  3. Давидова Т.А. Технико-художественные особенности обработки и оформления изделий из рыбьей кожи: межвуз. Сб.науч. тр. –Хабаровск, 1984. – с. 51-52
  4. "Знание-сила" № 7, 2000 г. Бронштейн М. По следам одетых в рыбью кожу. с.1
  5. История и культура нивхов: ист-этногр. Очерки/Отв. Ред. В.А. Тураев; Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока РАН. СПб: Наука, 2008. – 270 с.
  6. Каталог произведений из коллекции Сахалинского государственного

областного художественного музея. ГУП «Сахалинская областная

типография».

  1. Мельникова Т.В. Традиционная одежда ульчей (XIX-  нач. XX в.). –

Хабаровск, 2008. – 108 с.

  1. Смоляк, А.В. Народные художественные ремесла Приамурья/ А.В. Смоляк// Сельскому учителю о народных художественных промыслах Сибири и Дальнего Востока/сост. Т.Б. Митлянская. – М., 1983.- с. 99-132
  2. Словесница искусств № 16, 2005, Мезенцева «Уроки ремесла», с.68-69
  3. Таксами Ч.М. «Живые родники». Дальневосточное книжное издательство Сахалинское отделение, 1989. – 72 с.
  4. Шестые Гродековские чтения: Маетериалы Межрегион. Науч.-практ. Конф. «Актуальные проблемы исследования российской цивилизации на Дальнем Востоке». – Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, 2009. – Т. V. – 192 с.

 

 

СПИСОК иллюстраций:

 

Илл. 1

Фрагмент рыбьей кожи.

Рыбья кожа, выделка, растяжка. 32х14.

ВХ- 1001

 

Илл. 2

Бибикова Е.А. Халат нивхский детский. 2006г.

Рыбья кожа, ткань, шитье, вышивка, аппликация. 55х101

КП-7898 ДПн-2662

 

Илл. 3 (1,2)

Пластина З.А. Халат.

Рыбья кожа, латунь, аппликация. 95х78

КП-1399 ДПн-832

 

Илл. 4

Осипова В.В. Панно «Девушка и лебедь». 1999г.

Рыбья кожа, тушь, роспись, аппликация. 40,4х23,9

КП-6539  ДПн-2108

 

Илл. 5

Кимова Л.Д. Нивхская сумочка. 1999г.

Рыбья кожа, инкрустация замша, ткань. 15х15.

КП-6540 ДПн-2109

 

Илл. 6

Кимова Л.Д. Сумочка нивхская. 2000г.

Рыбья кожа, мозаика, инкрустация. 19х19.

КП-6599 ДПн-2131

 

Илл. 7

Кимова Л.Д. Коллаж «Юкола сушится». 2001г.

ДВП, рыбья кожа, копчение, мозаика, аппликация. 21,7х20,5.

КП-6672 ДПн-2149

 

Илл. 8

Кимова Л.Д. Коллаж «Кераф – летнее жилище нивхов». 2001г.

Рыбья кожа, аппликация. 55х40.                                                                             

КП-6686 ДПн-2150

 

Илл. 9

Кимова Л.Д. Кукла «Женщина в нивхском халате». 2000г.

Рыбья кожа, бисер, металл, инкрустация, ткань. Выс. =30.

КП-6687 ДПн-2151

 

Илл. 10

Шкалыгина Е.Н. Сумка. 2006г.

Рыбья кожа, мех, процарапывание. 29х22,5

КП-7815 ДПн-2599

 

Новости

Открытие выставки «Культура моего народа»

7 февраля  2019 в 15.00 в Сахалинском областном художественном музее состоится открытие выставки  «Культура моего народа»

Мастер-класс по изготовлению куклы на щепке

3 января 2019 года в 15.00, Центр русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли», в рамках новогодней и рождественской программы «Музей и дети», приглашает сахалинцев и гостей острова на мастер-класс по изготовлению куклы на щепке.

Открытие выставки «Здесь морем пахнущие ветры…»

21 декабря 2018 года в 17.30 Сахалинский областной художественный музей приглашает островитян и гостей региона на открытие выставки изобразительного искусства «Здесь морем пахнущие ветры…».

«Под покровительством Тэму, Подя и Дуэнте Эдени. Искусство ульчей Хабаровского края»

В Корсаковском историко-краеведческом музее состоялось открытие выставки «Под покровительством Тэму, Подя и Дуэнте Эдени. Искусство ульчей Хабаровского края».

«Музей и дети». Новогодние и рождественские мероприятия

Со 2 по 8 января 2018 года Сахалинский областной художественный музей и Центр русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли» приглашает сахалинцев и гостей острова посетить новогодние и рождественские мероприятия, в рамках программы «Музей и дети».

Школа восприятия

Ресурсный центр

На краю земли

Русский музей

Режим работы

Режим работы музея:

Вт-вс: с 10:00 до 18:00

Касса работает с 10:00 до 17:30

Четверг: с 10:00 до 20:00

Касса работает с 10:00 до 19:30

Понедельник - выходной.

Контакты

© 2010 ГБУК «Сахалинский областной художественный музей»
693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 137

Заказ экскурсий:                    8 (4242) 723-643               Факс: 8 (4242) 722-925

Отправить сообщение..