• Register

Русское искусство ХIХ – начала ХХ века

Экспозиция «Русское искусство ХIХ – начала ХХ века» уникальна для Сахалинской области, т.к. только в стенах сахалинского художественного музея можно познакомиться с подлинным искусством XIX – н.XX века. Экспозиция разделена на две части.

В первом экспозиционном зале находятся произведения, датируемые преимущественно XIX веком, во втором – началом 1900-х годов - 1910 годами ХХ века.

 Самым ранним по времени создания является произведение неизвестного художника 1 пол. 19 века «Портрет женщины в чепце».

На портрете изображена женщина средних лет дворянского сословия на темном нейтральном фоне, играющем роль условного пространства, в 3\4 развороте вправо с обращенным на зрителя взглядом. Простоте, уравновешенности, устойчивости композиции соответствует спокойное выражение лица героини, полного достоинства и осознания своего высокого положения в обществе.

В период 1800-1830-х гг. в русском искусстве хронологически совпали поздний классицизм и первый этап романтизма. Чертами романтизма отмечен «Портрет графа А.Н. Евсявского» немецкого художника Карла Фильграфа. Портрет раскрывает одну из граней романтического героя – потенциальную активность личности, способность быть деятельной, решительной. Модель представлена крупным планом, предельно приближена к зрителю, на фоне декоративной красной драпировки и романтического пейзажного окна.

Особое место в экспозиции занимает картина «Магдалина на фоне скал», являющаяся открытием нашего музея.  Она была найдена в частной коллекции и отреставрирована. Написана эта работа известным русским художником  Григорием Григорьевичем Мясоедовым в сер. 1860-х гг., в самом начале своего творческого пути. Обращение к библейским сюжетам было в то время установленной традицией для всех выпускников российской Академии художеств.

На картине изображена фигура  Магдалины, сидящей в гроте на фоне скалы, в ее руках и рядом с нею - необходимые исторические атрибуты: крест и череп, соответствующие библейскому сюжету. Эта картина является примером редкого обращения художника к библейской теме. Г.Г. Мясоедов известен, прежде всего, как художник, стоявший у истоков создания товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники стремились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны.

Данный сюжет не типичен для творчества художника и обращается к нему Мясоедов только в период учебы в Академии художеств.

На противоположной стене располагается работа известного художника - передвижника Василия Никитича Мешкова «Голова  старика» (1892).

 

Василий Никитич Мешков известен как автор картин бытового и пейзажного жанра. Но главным егопристрастием на протяжении всего его творчества оставался портрет.  Работа, представленная в экспозиции, скорее всего, этюд к портрету крестьянина для крупной жанровой картины. На это указывает оплечный срез фигуры. В работе художник ставил перед собой задачу не показывать социальный статус портретируемого, а через выражение лица, взгляд, направленный в себя, раскрывать внутреннее состояние человека, полное глубокого переживания и раздумья.

Справа на стенде представлены медные барельефы известного русского художника, живописца, графика, скульптора Федора Петровича Толстого. Этот мастер снискал мировую известность, как медальер, автор серии медалей, посвященных освободительной миссии русского народа в войне 1812 г.

В экспозицию вошли три медных барельефана сюжеты поэмы «Одиссеи» древнегреческого поэта Гомера.

Ф.П. Толстой выбирает для своих произведений самые драматические моменты поэмы. В верхнем барельефе он изображает шумный пир женихов в доме Одиссея накануне их гибели, в среднем - битву Одиссея с женихами, в нижнем - Меркурия, ведущего тени женихов к воротам подземного царства Аида. Все барельефы связаны между собой сюжетной канвой.

В барельефах Толстой предстает и как тонкий график, в совершенстве владеющий линией, как основой любого изображения, и живописец (работа со светотенью).

В этом зале находятся и другие произведения малой пластики - камерные скульптуры «Собака на охоте» и «Конь на привязи», выполненные мастерами Каслинского литейного завода, который еще с 1830-х гг. стал специализироваться на отливе изделий камерной скульптуры из чугунного литья.

Особое внимание заслуживает скульптура, изображающая мальчика, играющего на струне натянутой от рта - статуэтка «Молодой музыкант», известного мастера Ильи Яковлевича Гинзбурга. Детские образы являются одними из главных в его творчестве. Произведение обладает пластической цельностью. Присутствует специфическое скульптурное пространство, сама фигура формирует вокруг себя свою собственную условную среду.

Гордостью музейной коллекции является этюд Михаила Васильевича Нестерова «Заря вечерняя» н.20 века. Находится она на стенде у выхода из зала.

М.В. Нестеров, представитель московской школы живописи. Он являлся членом товарищества передвижных художественных выставок.

В этом произведении с его неяркими северными красками, спокойными плавными ритмами все наполнено ощущением вечности бытия, необыкновенным, разлитым в природе покоем и умиротворенностью, тихой гармонией. С небольшой высоты художник объемлет взглядом окраину приполярного селения с тесно стоящими деревянными домиками и задремавшей под снегом прибрежной полосой. В этот период  на рубеже веков появляется очень много направлений: импрессионизм, символизм, модерн и мн. др.

В следующем зале, на щите  слева представлено произведение петербургского художника Василия Яковлевича Берингера  «Парусное судно» (1914).

Художник часто обращается к изображению морской стихии в разных ее природных состояниях. Для этой работы характерно  соединение реального и условного, непосредственно увиденного и рожденного художественной фантазией мастера.

С новым искусством 20 века тесно связано творчество Роберта Рафаиловича Фалька. Работы, которого  находятся за щитом  около окна. В экспозиции представлены  три ранних произведений мастера.  Они таят в себе особую привлекательность.  «Капитонова. В мастерской Юона» (1905), «Крым. Судак» (1908), «Серково. Дмитриевский уезд» (1906).

Портрет молодой женщины «Капитонова. В мастерской Юона» датирован 1905 годом. Непосредственность и свежесть восприятия натуры, интерес к передаче живописного пятна, свободный широкий мазок – характерные качества данного портрета, которые отвечают импрессионистическому мировосприятию художника в самый ранний из его периодов. Следующая работа - пейзаж «Серково. Дмитриевский уезд». Произведение отличает этюдное построение, фрагментарность изображения, широта и свобода кисти, созерцательная трактовка. Справа находится работа  художницы Надежды Сергеевны  Бом-Григорьевой «Интерьер», выполненная в 1910 - е годы, для этой работы характерна  эстетика модернизма. На картине изображен фрагмент интерьера, характерный для эпохи «модерн»: яркий ковер, изысканный буфет с фарфором, позолоченная ваза с цветами, картина, тяжелая бархатная портьера, словно кулисы, открывающая вид на расписной занавес с изображением петуха. Стиль модерн проявился  и в колористическом решении картины. Оно построено в холодной  цветовой гамме приглушенных густо-зеленых, красно-коричневых, лиловых, желтых тонов и оттенков розового и голубого.

В начале 20 века многие художники продолжали создавать произведения в традициях академизма 19 века. Ярким представителем  академического направления является   Юлий Юлиевич Клевер. В картине «Осень» (1903)  проявились в полной мере все основные черты, присущие творческому почерку художника: композиция картины построена таким образом, что создается иллюзия своеобразного лесного интерьера. Тщательная проработка первого и второго планов – результат внимательного изучения натуры – определяет повествовательно-описательный характер произведения.

В начале 20 века мастера пейзажа пользовались большой популярностью в зрительской среде, и количество их персональных  было довольно большим.

На стене у входа  -  работы художника Леонарда Викторовича Туржанского «Лошади у крыльца» (нач 20 в.)  и «Лошадь у сарая» (нач 20 в.).  В его творчества одними из главных мотивов были анималистические. Художник очень любил рисовать природу родного ему Урала и писал ее с особым проникновением. Но выбирал самые непритязательные мотивы, изображая тихое захолустье, деревенские задворки, приусадебные огороды, писал луга, где пасутся работяги - лошади, часто именно их художник делал элементом  картины. Органично сочетая пейзажный и анималистический мотивы, Туржанский создает глубоко поэтический образ русской деревни, красота которой видится и понимается автором, как красота родной природы.

Экспозиция «Русское искусство  XIX – н.XX вв.» знакомит развитием изобразительного искусства этого периода, развитием жанров русской живописи.

Новости

«Послевоенный Сахалин: образование, культура»

29 сентября 2017 в 17.00 в Сахалинском областном художественном музее состоится открытие выставочного проекта  «Послевоенный Сахалин: образование, культура» к 70-летию образования Сахалинской области.

Музыкальный вечер Анны Двуреченской «Формула счастья»

29 сентября 2017 в 18.30 в Сахалинском областном художественном музее состоится музыкальный вечер Анны Двуреченской «Формула счастья».

Музыкальный вечер Анны Двуреченской «Формула счастья»

29 сентября 2017 в 18.30 в Сахалинском областном художественном музее состоится музыкальный вечер Анны Двуреченской «Формула счастья».

Народный праздник «Осенины»

27 сентября 2017 в 14.30 Центр русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли» приглашает жителей и гостей острова принять участие в народном празднике «Осенины»

Выставка «Осенняя палитра Южно-Сахалинска»

21 сентября в 18.00 в Сахалинском областном художественном музее состоится открытие выставочного проекта «Осенняя палитра Южно-Сахалинска»

Школа восприятия

Ресурсный центр

На краю земли

Русский музей

Режим работы

Режим работы музея:

Вт-вс: с 10:00 до 18:00

Касса работает с 10:00 до 17:30

Четверг: с 10:00 до 20:00

Касса работает с 10:00 до 19:30

Понедельник - выходной.

Контакты

© 2010 ГБУК «Сахалинский областной художественный музей»
693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 137

Заказ экскурсий:                    8 (4242) 723-643               Факс: 8 (4242) 722-925

Отправить сообщение..