• Register

Русское искусство ХIХ – начала ХХ века

Экспозиция «Русское искусство ХIХ – начала ХХ века» уникальна для Сахалинской области, т.к. только в стенах сахалинского художественного музея можно познакомиться с подлинным искусством XIX – н.XX века. Экспозиция разделена на две части.

В первом экспозиционном зале находятся произведения, датируемые преимущественно XIX веком, во втором – началом 1900-х годов - 1910 годами ХХ века.

 Самым ранним по времени создания является произведение неизвестного художника 1 пол. 19 века «Портрет женщины в чепце».

На портрете изображена женщина средних лет дворянского сословия на темном нейтральном фоне, играющем роль условного пространства, в 3\4 развороте вправо с обращенным на зрителя взглядом. Простоте, уравновешенности, устойчивости композиции соответствует спокойное выражение лица героини, полного достоинства и осознания своего высокого положения в обществе.

В период 1800-1830-х гг. в русском искусстве хронологически совпали поздний классицизм и первый этап романтизма. Чертами романтизма отмечен «Портрет графа А.Н. Евсявского» немецкого художника Карла Фильграфа. Портрет раскрывает одну из граней романтического героя – потенциальную активность личности, способность быть деятельной, решительной. Модель представлена крупным планом, предельно приближена к зрителю, на фоне декоративной красной драпировки и романтического пейзажного окна.

Особое место в экспозиции занимает картина «Магдалина на фоне скал», являющаяся открытием нашего музея.  Она была найдена в частной коллекции и отреставрирована. Написана эта работа известным русским художником  Григорием Григорьевичем Мясоедовым в сер. 1860-х гг., в самом начале своего творческого пути. Обращение к библейским сюжетам было в то время установленной традицией для всех выпускников российской Академии художеств.

На картине изображена фигура  Магдалины, сидящей в гроте на фоне скалы, в ее руках и рядом с нею - необходимые исторические атрибуты: крест и череп, соответствующие библейскому сюжету. Эта картина является примером редкого обращения художника к библейской теме. Г.Г. Мясоедов известен, прежде всего, как художник, стоявший у истоков создания товарищества передвижных художественных выставок. Передвижники стремились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной страны.

Данный сюжет не типичен для творчества художника и обращается к нему Мясоедов только в период учебы в Академии художеств.

На противоположной стене располагается работа известного художника - передвижника Василия Никитича Мешкова «Голова  старика» (1892).

 

Василий Никитич Мешков известен как автор картин бытового и пейзажного жанра. Но главным егопристрастием на протяжении всего его творчества оставался портрет.  Работа, представленная в экспозиции, скорее всего, этюд к портрету крестьянина для крупной жанровой картины. На это указывает оплечный срез фигуры. В работе художник ставил перед собой задачу не показывать социальный статус портретируемого, а через выражение лица, взгляд, направленный в себя, раскрывать внутреннее состояние человека, полное глубокого переживания и раздумья.

Справа на стенде представлены медные барельефы известного русского художника, живописца, графика, скульптора Федора Петровича Толстого. Этот мастер снискал мировую известность, как медальер, автор серии медалей, посвященных освободительной миссии русского народа в войне 1812 г.

В экспозицию вошли три медных барельефана сюжеты поэмы «Одиссеи» древнегреческого поэта Гомера.

Ф.П. Толстой выбирает для своих произведений самые драматические моменты поэмы. В верхнем барельефе он изображает шумный пир женихов в доме Одиссея накануне их гибели, в среднем - битву Одиссея с женихами, в нижнем - Меркурия, ведущего тени женихов к воротам подземного царства Аида. Все барельефы связаны между собой сюжетной канвой.

В барельефах Толстой предстает и как тонкий график, в совершенстве владеющий линией, как основой любого изображения, и живописец (работа со светотенью).

В этом зале находятся и другие произведения малой пластики - камерные скульптуры «Собака на охоте» и «Конь на привязи», выполненные мастерами Каслинского литейного завода, который еще с 1830-х гг. стал специализироваться на отливе изделий камерной скульптуры из чугунного литья.

Особое внимание заслуживает скульптура, изображающая мальчика, играющего на струне натянутой от рта - статуэтка «Молодой музыкант», известного мастера Ильи Яковлевича Гинзбурга. Детские образы являются одними из главных в его творчестве. Произведение обладает пластической цельностью. Присутствует специфическое скульптурное пространство, сама фигура формирует вокруг себя свою собственную условную среду.

Гордостью музейной коллекции является этюд Михаила Васильевича Нестерова «Заря вечерняя» н.20 века. Находится она на стенде у выхода из зала.

М.В. Нестеров, представитель московской школы живописи. Он являлся членом товарищества передвижных художественных выставок.

В этом произведении с его неяркими северными красками, спокойными плавными ритмами все наполнено ощущением вечности бытия, необыкновенным, разлитым в природе покоем и умиротворенностью, тихой гармонией. С небольшой высоты художник объемлет взглядом окраину приполярного селения с тесно стоящими деревянными домиками и задремавшей под снегом прибрежной полосой. В этот период  на рубеже веков появляется очень много направлений: импрессионизм, символизм, модерн и мн. др.

В следующем зале, на щите  слева представлено произведение петербургского художника Василия Яковлевича Берингера  «Парусное судно» (1914).

Художник часто обращается к изображению морской стихии в разных ее природных состояниях. Для этой работы характерно  соединение реального и условного, непосредственно увиденного и рожденного художественной фантазией мастера.

С новым искусством 20 века тесно связано творчество Роберта Рафаиловича Фалька. Работы, которого  находятся за щитом  около окна. В экспозиции представлены  три ранних произведений мастера.  Они таят в себе особую привлекательность.  «Капитонова. В мастерской Юона» (1905), «Крым. Судак» (1908), «Серково. Дмитриевский уезд» (1906).

Портрет молодой женщины «Капитонова. В мастерской Юона» датирован 1905 годом. Непосредственность и свежесть восприятия натуры, интерес к передаче живописного пятна, свободный широкий мазок – характерные качества данного портрета, которые отвечают импрессионистическому мировосприятию художника в самый ранний из его периодов. Следующая работа - пейзаж «Серково. Дмитриевский уезд». Произведение отличает этюдное построение, фрагментарность изображения, широта и свобода кисти, созерцательная трактовка. Справа находится работа  художницы Надежды Сергеевны  Бом-Григорьевой «Интерьер», выполненная в 1910 - е годы, для этой работы характерна  эстетика модернизма. На картине изображен фрагмент интерьера, характерный для эпохи «модерн»: яркий ковер, изысканный буфет с фарфором, позолоченная ваза с цветами, картина, тяжелая бархатная портьера, словно кулисы, открывающая вид на расписной занавес с изображением петуха. Стиль модерн проявился  и в колористическом решении картины. Оно построено в холодной  цветовой гамме приглушенных густо-зеленых, красно-коричневых, лиловых, желтых тонов и оттенков розового и голубого.

В начале 20 века многие художники продолжали создавать произведения в традициях академизма 19 века. Ярким представителем  академического направления является   Юлий Юлиевич Клевер. В картине «Осень» (1903)  проявились в полной мере все основные черты, присущие творческому почерку художника: композиция картины построена таким образом, что создается иллюзия своеобразного лесного интерьера. Тщательная проработка первого и второго планов – результат внимательного изучения натуры – определяет повествовательно-описательный характер произведения.

В начале 20 века мастера пейзажа пользовались большой популярностью в зрительской среде, и количество их персональных  было довольно большим.

На стене у входа  -  работы художника Леонарда Викторовича Туржанского «Лошади у крыльца» (нач 20 в.)  и «Лошадь у сарая» (нач 20 в.).  В его творчества одними из главных мотивов были анималистические. Художник очень любил рисовать природу родного ему Урала и писал ее с особым проникновением. Но выбирал самые непритязательные мотивы, изображая тихое захолустье, деревенские задворки, приусадебные огороды, писал луга, где пасутся работяги - лошади, часто именно их художник делал элементом  картины. Органично сочетая пейзажный и анималистический мотивы, Туржанский создает глубоко поэтический образ русской деревни, красота которой видится и понимается автором, как красота родной природы.

Экспозиция «Русское искусство  XIX – н.XX вв.» знакомит развитием изобразительного искусства этого периода, развитием жанров русской живописи.

Новости

VII Санкт-Петербургский культурный форум

VII Санкт-Петербургский международный культурный форум пройдет с 15 по 17 ноября 2018 года

 

Форум заслуженно признан культурным событием мирового уровня, ежегодно притягивающим тысячи экспертов в области культуры со всего мира: звёзд театра, оперы и балета, выдающихся режиссёров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества. Организаторы Форума: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга.

 

Президент России Владимир Путин на торжественном открытии VI Санкт-Петербургского международного культурного форума обратился к выдающимся деятелям российской и мировой культуры: 

 

«Ваше неравнодушие, взаимное доверие, стремление к партнерству еще раз убеждают в том, что культура представляет собой универсальный язык общения и взаимопонимания. Именно культура сберегает и передает следующим поколениям самые важные, базовые ценности и ориентиры. Позволяет связать прошлое, настоящее и будущее. Сохранить самобытность, уникальность каждого народа. Помогает людям ориентироваться в бурно меняющемся глобальном мире. И, наконец, культура, искусство, просвещение — это ответ на вызовы варварства, нетерпимости, агрессивного радикализма, которые угрожают нашей цивилизации. Это путь к преодолению разделительных линий и барьеров, разного рода предубеждений, которые мешают нам двигаться вперед. Мы высоко ценим то,что дух и смысл Санкт-Петербургского культурного форума оказались востребованы».

 

Форум развивается параллельно в трёх направлениях:

 

Деловая программа — представляет интерес для специалистов различных областей культуры; 
Фестивальная программа — многочисленные культурные мероприятия для жителей и гостей Петербурга;
Деловая площадка — создаёт условия для реализации проектов и подписания соглашений в области культуры. 

Год от года Форум значительно увеличивает как количество своих мероприятий, так и число экспертов и гостей самого высокого уровня. В этом году традиционно будет сформирована масштабная программа мероприятий профессионального и общественного потока, представлен ряд российских и мировых премьер — спектакли, концерты, выставки и другие многочисленные события для широкой публики. Будет представлена деловая и культурная программа стран, получивших статус «Страна-гость VII Санкт-Петербургского международного культурного форума», а также тематические направления, такие как «Фестиваль фестивалей». 

 

Открытый лекторий «Культура 2.0», который неизменно вызывает огромный интерес актуальными темами дискуссий и мастер-классов, обновит свой формат, что позволит вовлечь в общественные дискуссии максимально широкий круг интеллектуальной публики, активно интересующейся современным культурным процессом и развитием новых технологий. 

 

Во второй раз пройдет Международный джазовый форум-фест Jazz Across Borders (JAB), с успехом стартовавший в 2017 году в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. JAB стал первой в России профессиональной площадкой для встречи представителей мирового и российского джазового сообщества, а также предоставил российским и зарубежным музыкантам уникальную возможность продемонстрировать свой талант перед ведущими продюсерами мира. Его участниками в 2017 году стали более 1100 любителей и профессионалов сферы джазовой индустрии из разных регионов России и 32 стран мира. 

 

Ежегодно Санкт-Петербургский международный культурный форум посещают выдающиеся деятели культуры и искусства. В 2017 году участниками культурного Форума стали дирижер Валерий Гергиев,генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, пианисты Денис Мацуев и Борис Березовский, оперная дива Юлия Лежнева, театральные режиссеры - Хайнер Геббельс, Теодорос Терзопулос, Эймунтас Някрошюс, Тадаси Судзуки; кинорежиссёр и продюсер Фёдор Бондарчук, джазмены Кёрт Эллинг и Игорь Бутман, французский философ и писатель Бернар Вербер. Почетные послы Форума – пианист Дэниэл Поллак и актриса Джастин Уодделл. 

 

VI Санкт-Петербургский международный культурный форум прошёл с 16 по 18 ноября 2017 года. Главной площадкой Форума вновь стал Главный штаб Государственного Эрмитажа, Деловая площадка разместилась в Российском этнографическом музее. Помимо этого, практически все культурные учреждения города были задействованы под мероприятия: от государственных театров до небольших арт-кластеров и музеев. 

culturalforum.ru

во весь голос

Подробности на сайте вовесьголос.рф

35-летний юбилей Сахалинского областного художественного музея

20 сентября 2018 года Сахалинскому областному художественному музею исполнилось 35 лет.

За это время музей посетило свыше 1 миллиона 400 тысяч посетителей, открыто более трехсот пятидесяти выставок, проведено больше двенадцати тысяч экскурсий,  в фонде музея хранится - более, чем  14600 единиц хранения. В 2007 году Сахалинский областной художественный музей занял 5 место в конкурсе «Лучший музей России».

Выставка "Шесть оттенков золота" открыта

14 сентября в 10.00 в Сахалинском областном художественном музее состоялась встреча сахалинских СМИ с организаторами выставки «Шесть оттенков золота. Сокровища индейцев». Коллекционер, организатор выставочных проектов Александр Иванович Шадрин и директор Фонда поддержки и развития культуры “Искусство Наций” Ярослав Шадрин представили уникальный проект, который уникален не только для Сахалинской области, но и для России, так как эта выставка впервые представлена на территории Российской Федерации. 

График работы музея в период экспонирования выставки «Шесть оттенков золота. Сокровища индейцев»

Самая ожидаемая выставка «Шесть оттенков золота. Сокровища индейцев» начинает свою работу с 14 сентября. Вниманию жителей и гостей областной столицы будут представлены уникальные артефакты охватывающие 3000 лет истории.

Школа восприятия

Ресурсный центр

На краю земли

Русский музей

Режим работы

Режим работы музея:

Вт-вс: с 10:00 до 18:00

Касса работает с 10:00 до 17:30

Четверг: с 10:00 до 20:00

Касса работает с 10:00 до 19:30

Понедельник - выходной.

Контакты

© 2010 ГБУК «Сахалинский областной художественный музей»
693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 137

Заказ экскурсий:                    8 (4242) 723-643               Факс: 8 (4242) 722-925

Отправить сообщение..