• Register

Современное искусство Кореи

Сахалин – территория, где проживают люди разных национальностей, в том числе и корейцы, которые только в последнее десятилетие начинают знакомиться с культурой своей исторической родины. И музей – единственное место, где представлено традиционное изобразительное искусство Северной Кореи. Коллекция «Современное искусство Кореи» начала комплектоваться с 1989 г., но основная ее часть появилась в 1990 г., в результате совместной работы музея и Творческого центра Мансудэ (г. Пхеньян), Корейская народная демократическая республика.

В экспозиции представлены работы современных корейских мастеров, возрождающих древние традиции декоративно-прикладного искусства и живописи.

Слева от входа в зал располагаются четыре каллиграфических свитка, выполненных в экспрессивной манере тушью на рисовой бумаге. Слева направо свитки: «Желаю счастья», «Сыновья почтительность», «Жизнь» и «Прекрасная душа».

Красота  искусства каллиграфии – в ее динамичности и одухотворенности, контрастах черного цвета туши и белого цвета бумаги. Основное значение имеют динамизм и сильный, уверенный мазок кисти. Движение кистью похоже на своеобразный танец, создающий на бумаге особую ритмическую гармонию.

Свадебный свиток «Желаю счастья» дополнен изображением цветочной композиции в виде ветки хризантемы, которая несет в себе благопожелание. Такие свитки дарились молодым в день бракосочетания. Свитки «Сыновья почтительность», и «Прекрасная душа» несут в себе философско-конфуцианский смысл, сущность которого заключается в почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению.

Под каллиграфическими свитками располагаются большие фарфоровые вазы, украшенные монохромными живописными пейзажами кобальтом – работы мастеров Сон Ги Рима с изображением горы Моранбон, Чо Ен Хуна с изображением горы Чансу, Ли Хен Суна с изображением дерева. Пейзаж горы Моранбон окутан мягкой дымкой. На тулове вазы -  многоплановый пейзаж с изображением водной глади, узкого берега. Среди деревьев виднеются 4 павильона. Для корейских изделий характерно гармоничное сочетание формы и декора.

Изготовление керамических изделий в Корее имеет длинную историю, начало которой восходит к эпохе неолита. На протяжении тысячелетий этот вид прикладного искусства развивался и совершенствовался. Этому способствовало наличие в стране пластических глин.  Для корейской керамики характерны совершенность форм, пластичность линий, строгость силуэта и особая выразительность.

Одной из характерных черт декоративно-прикладного искусства Кореи – преобладание темы природы над темой человека. Природа была и остается богатым источником идей в создании керамики. Перед вами вазы различных природных форм, напоминающие формы тыквы-горлянки, с двумя расширениями – в нижней и средней части тулова,  луковицы с высоким горлышком. Также в экспозиции представлены шаровидные, каплевидные, граненные, цилиндрические сосуды. Например, синяя ваза с изображением рыб, имеет форму «Мэбен» («мэ» - слива, «Бён» - сосуд). Это сосуд с невысоким узким горлышком и расширением в верхней части тулова. В период цветения сливы у корейцев было принято дарить друг другу вазу с цветущей сливовой веточкой. Цветущая слива олицетворяет счастье и пробуждение природы.

В росписи ваз современные мастера Северной Кореи используют традиционные образы, взятые из животного и растительного мира. Поверхность вазы покрывается различными глазурями натуральных оттенков, прозрачными стекловидными, но встречаются так же и фактурные глазури. Например, на вазе с изображением водорослей  - глазурь напоминает застывшую морскую пену. А непрозрачная матовая глазурь, покрывающая предметы набора для вина и вазу мастера Хон Кун Су имитирует фактуру камня так, что поверхность изделий кажется шероховатой.

Ручная вышивка современных мастериц отличается нежными и яркими тонами различных цветов, особыми приемами изображения, высоким качеством и исполняется на шелке «кымганчжу» шелковыми нитками. Вышивая вручную, мастерицы тщательно подбирают шелковые нитки по тону, согласно приложенному цветовому рисунку. Тонкостью и изяществом отличается вышитое полотно «Фея», выполненное Ли Вон Ин. Игра нежных оттенков вышивки, плавный переход от светлых к более темным тонам, придает легкость и воздушность, создает ощущение полета небесной феи – сказочной небожительницы неземной красоты.

 Слева располагается полотно «Праздник Тано» выполненное мастерицами Ен Чжо Оксу и Ли Генсам Чжа. Работа отличается сложностью и разнообразием вышивки. Перед нанесением стежков шелк в определенных местах композиции тонируется водяными красками. При помощи многослойной вышивки, мастерицы добились эффекта объемного изображения.

В отдельной витрине представлена жемчужина корейской коллекции керамики – селадоновые изделия. С 1050 г. началось изготовление редких сосудов нежных оттенков серовато-зеленого, серо-голубого или цвета теста, получивших наименование «селадоны Корё». От китайских изделий такого же типа корейские отличались особым цветом глазури, который сравнивали с голубым осенним небом Кореи, пронизанным сероватой мягкой дымкой. Едва различимая глазом, тонкая, как паутинка, сетка трещин в глазури «кракелюр» создает своеобразную игру света на поверхности селадонов Корё.

К концу ХI века селадоны стали декорировать. В начале - это был декор в виде легкого резного рельефа. Примером такого декора является украшение современной вазы с изображением журавлей в медальонах.

В ХII веке неповторимыми стали сосуды, украшенные в технике сангам. При изготовлении современных сосудов корейцы использовали технику инкрустации разноцветными глинами. В таких сосудах ощущается драгоценная фактурность мозаики. Помимо техники сангам применялся и метод обратной инкрустации, когда не узор, а углубленный фон заполнялся цветными глинами, на котором выделялся рисунок, покрытый глазурью селадон. Примером служит кувшин в форме тыквы-горлянки.

В центре экспозиции  -  стол и ширма.

Для корейской мебели характерно изящество декора, компактность и практичность. Обеденный стол «папсан» выполнен в старинной технике «наджон» – инкрустации перламутром по черному лаку и украшен декором в виде виноградной лозы.

В этой же технике выполнена ширма «Древний Пхеньян». Такие ширмы гармонично вписывались в интерьер корейского дома. Основа четырехстворчатой ширмы выполнена из дерева и украшена резьбой. Створки декорированы инкрустацией перламутром по черному лаку с изображением памятников древнего Пхеньяна и растений-символов четырех времен года. Такое четырехчастное деление демонстрирует особое отношение жителей Дальнего Востока к временам года. На створках ширмы цветущая слива  символизирует весну, лилия –  лето, ива – осень, ветка цветущей камелии – зиму. 

У подножия ширмы располагаются сосуды, выполненные из цельного черного камня – жадеита, мастером Рю Ха Юлем. По своему назначению – они ритуальные. Навершие сосуда слева выполнено в форме фигурки мифического льва. При декорировании тулова сосуда мастер использовал сюжет картины – «Праздник Тано» художника XVII в. Син Юн Бока. Ручки выполнены в виде голов дракона. Навершие другого сосуда выполнено в виде цветка лотоса. Тулово украшено рельефным изображением небесных фей, держащих в руках персик  - плод бессмертия.

Справа от входа  в экспозицию размещены пейзажи, выполненные в традиционной технике водяных красок на бумаге. Панорамные пейзажи мастеров Чон Чхан Мо «Алмазные горы»,  Ли Ген Нама «Пектусан» написаны в популярном на востоке жанре пейзажа – «горы и воды». Пространство в картине строится посредством планов, возвышающихся один над другим. Создание между дальними и близкими объектами воздушного пространства в виде изображения тумана, дает ощущение величия и глубины.

В камерном пейзаже «Раннее утро»  художник Хан Сон Чхоль, вдохновленный состоянием природы, изобразил водную гладь в виде серо-голубых пятен и летящую над ней стаю журавлей. Обратите внимание на иероглифический текст в левом верхнем углу картины. Эта каллиграфическая надпись дополняет сюжет картины стихами и несет в себе большое эстетическое значение.

Экспозиция «Современное искусство Кореи» знакомит с древними национальными традициями декоративно-прикладного искусства и живописи, сохраненные до наших дней Произведения, представленные в зале «Искусство Современной Кореи» обладают неповторимостью и индивидуальностью, так как в них гармонично сочетаются древние традиции и современные тенденции развития национального корейского искусства.

Новости

Творческий вечер Виктора Воронова

15 декабря в 15:00  в Сахалинском областном художественном музее состоится творческий вечер Виктора Воронова — известного российского барда, поэта, артиста Театра Слова «Голлидей», координатора фестивальных проектов Студии современного искусства «АЗиЯ+», одного из зачинателей бардовского движения на Сахалине.

Международная акция «Тест по истории Отечества» пройдет 30 ноября

Четвертая международная акция «Тест по истории Отечества» состоится 30 ноября.

Выставка «Два взгляда на один мир. Путевые заметки о Сахалине»

Дата и время: 8  ноября в 18.00. Место проведения: Сахалинский областной художественный музей

Мероприятия «Ночи искусств» в зале ожидания Железнодорожного вокзала Южно‐Сахалинска

Впервые во Всероссийской акции «Ночь искусств» принимают участие учреждения, несвязанные со сферой культуры!

КВЕСТ "Кощей Бессмертный"

26 октября в Центре русского декоративно-прикладного искусства "На краю земли" состоялся КВЕСТ "Кощей Бессмертный", по мотивам одноименной сказки!

Школа восприятия

Ресурсный центр

На краю земли

Русский музей

Режим работы

Режим работы музея:

Вт-вс: с 10:00 до 18:00

Касса работает с 10:00 до 17:30

Четверг: с 10:00 до 20:00

Касса работает с 10:00 до 19:30

Понедельник - выходной.

Контакты

© 2010 ГБУК «Сахалинский областной художественный музей»
693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 137

Заказ экскурсий:                    8 (4242) 723-643               Факс: 8 (4242) 722-925

Отправить сообщение..