• Register

Современное искусство Кореи

Сахалин – территория, где проживают люди разных национальностей, в том числе и корейцы, которые только в последнее десятилетие начинают знакомиться с культурой своей исторической родины. И музей – единственное место, где представлено традиционное изобразительное искусство Северной Кореи. Коллекция «Современное искусство Кореи» начала комплектоваться с 1989 г., но основная ее часть появилась в 1990 г., в результате совместной работы музея и Творческого центра Мансудэ (г. Пхеньян), Корейская народная демократическая республика.

В экспозиции представлены работы современных корейских мастеров, возрождающих древние традиции декоративно-прикладного искусства и живописи.

Слева от входа в зал располагаются четыре каллиграфических свитка, выполненных в экспрессивной манере тушью на рисовой бумаге. Слева направо свитки: «Желаю счастья», «Сыновья почтительность», «Жизнь» и «Прекрасная душа».

Красота  искусства каллиграфии – в ее динамичности и одухотворенности, контрастах черного цвета туши и белого цвета бумаги. Основное значение имеют динамизм и сильный, уверенный мазок кисти. Движение кистью похоже на своеобразный танец, создающий на бумаге особую ритмическую гармонию.

Свадебный свиток «Желаю счастья» дополнен изображением цветочной композиции в виде ветки хризантемы, которая несет в себе благопожелание. Такие свитки дарились молодым в день бракосочетания. Свитки «Сыновья почтительность», и «Прекрасная душа» несут в себе философско-конфуцианский смысл, сущность которого заключается в почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению.

Под каллиграфическими свитками располагаются большие фарфоровые вазы, украшенные монохромными живописными пейзажами кобальтом – работы мастеров Сон Ги Рима с изображением горы Моранбон, Чо Ен Хуна с изображением горы Чансу, Ли Хен Суна с изображением дерева. Пейзаж горы Моранбон окутан мягкой дымкой. На тулове вазы -  многоплановый пейзаж с изображением водной глади, узкого берега. Среди деревьев виднеются 4 павильона. Для корейских изделий характерно гармоничное сочетание формы и декора.

Изготовление керамических изделий в Корее имеет длинную историю, начало которой восходит к эпохе неолита. На протяжении тысячелетий этот вид прикладного искусства развивался и совершенствовался. Этому способствовало наличие в стране пластических глин.  Для корейской керамики характерны совершенность форм, пластичность линий, строгость силуэта и особая выразительность.

Одной из характерных черт декоративно-прикладного искусства Кореи – преобладание темы природы над темой человека. Природа была и остается богатым источником идей в создании керамики. Перед вами вазы различных природных форм, напоминающие формы тыквы-горлянки, с двумя расширениями – в нижней и средней части тулова,  луковицы с высоким горлышком. Также в экспозиции представлены шаровидные, каплевидные, граненные, цилиндрические сосуды. Например, синяя ваза с изображением рыб, имеет форму «Мэбен» («мэ» - слива, «Бён» - сосуд). Это сосуд с невысоким узким горлышком и расширением в верхней части тулова. В период цветения сливы у корейцев было принято дарить друг другу вазу с цветущей сливовой веточкой. Цветущая слива олицетворяет счастье и пробуждение природы.

В росписи ваз современные мастера Северной Кореи используют традиционные образы, взятые из животного и растительного мира. Поверхность вазы покрывается различными глазурями натуральных оттенков, прозрачными стекловидными, но встречаются так же и фактурные глазури. Например, на вазе с изображением водорослей  - глазурь напоминает застывшую морскую пену. А непрозрачная матовая глазурь, покрывающая предметы набора для вина и вазу мастера Хон Кун Су имитирует фактуру камня так, что поверхность изделий кажется шероховатой.

Ручная вышивка современных мастериц отличается нежными и яркими тонами различных цветов, особыми приемами изображения, высоким качеством и исполняется на шелке «кымганчжу» шелковыми нитками. Вышивая вручную, мастерицы тщательно подбирают шелковые нитки по тону, согласно приложенному цветовому рисунку. Тонкостью и изяществом отличается вышитое полотно «Фея», выполненное Ли Вон Ин. Игра нежных оттенков вышивки, плавный переход от светлых к более темным тонам, придает легкость и воздушность, создает ощущение полета небесной феи – сказочной небожительницы неземной красоты.

 Слева располагается полотно «Праздник Тано» выполненное мастерицами Ен Чжо Оксу и Ли Генсам Чжа. Работа отличается сложностью и разнообразием вышивки. Перед нанесением стежков шелк в определенных местах композиции тонируется водяными красками. При помощи многослойной вышивки, мастерицы добились эффекта объемного изображения.

В отдельной витрине представлена жемчужина корейской коллекции керамики – селадоновые изделия. С 1050 г. началось изготовление редких сосудов нежных оттенков серовато-зеленого, серо-голубого или цвета теста, получивших наименование «селадоны Корё». От китайских изделий такого же типа корейские отличались особым цветом глазури, который сравнивали с голубым осенним небом Кореи, пронизанным сероватой мягкой дымкой. Едва различимая глазом, тонкая, как паутинка, сетка трещин в глазури «кракелюр» создает своеобразную игру света на поверхности селадонов Корё.

К концу ХI века селадоны стали декорировать. В начале - это был декор в виде легкого резного рельефа. Примером такого декора является украшение современной вазы с изображением журавлей в медальонах.

В ХII веке неповторимыми стали сосуды, украшенные в технике сангам. При изготовлении современных сосудов корейцы использовали технику инкрустации разноцветными глинами. В таких сосудах ощущается драгоценная фактурность мозаики. Помимо техники сангам применялся и метод обратной инкрустации, когда не узор, а углубленный фон заполнялся цветными глинами, на котором выделялся рисунок, покрытый глазурью селадон. Примером служит кувшин в форме тыквы-горлянки.

В центре экспозиции  -  стол и ширма.

Для корейской мебели характерно изящество декора, компактность и практичность. Обеденный стол «папсан» выполнен в старинной технике «наджон» – инкрустации перламутром по черному лаку и украшен декором в виде виноградной лозы.

В этой же технике выполнена ширма «Древний Пхеньян». Такие ширмы гармонично вписывались в интерьер корейского дома. Основа четырехстворчатой ширмы выполнена из дерева и украшена резьбой. Створки декорированы инкрустацией перламутром по черному лаку с изображением памятников древнего Пхеньяна и растений-символов четырех времен года. Такое четырехчастное деление демонстрирует особое отношение жителей Дальнего Востока к временам года. На створках ширмы цветущая слива  символизирует весну, лилия –  лето, ива – осень, ветка цветущей камелии – зиму. 

У подножия ширмы располагаются сосуды, выполненные из цельного черного камня – жадеита, мастером Рю Ха Юлем. По своему назначению – они ритуальные. Навершие сосуда слева выполнено в форме фигурки мифического льва. При декорировании тулова сосуда мастер использовал сюжет картины – «Праздник Тано» художника XVII в. Син Юн Бока. Ручки выполнены в виде голов дракона. Навершие другого сосуда выполнено в виде цветка лотоса. Тулово украшено рельефным изображением небесных фей, держащих в руках персик  - плод бессмертия.

Справа от входа  в экспозицию размещены пейзажи, выполненные в традиционной технике водяных красок на бумаге. Панорамные пейзажи мастеров Чон Чхан Мо «Алмазные горы»,  Ли Ген Нама «Пектусан» написаны в популярном на востоке жанре пейзажа – «горы и воды». Пространство в картине строится посредством планов, возвышающихся один над другим. Создание между дальними и близкими объектами воздушного пространства в виде изображения тумана, дает ощущение величия и глубины.

В камерном пейзаже «Раннее утро»  художник Хан Сон Чхоль, вдохновленный состоянием природы, изобразил водную гладь в виде серо-голубых пятен и летящую над ней стаю журавлей. Обратите внимание на иероглифический текст в левом верхнем углу картины. Эта каллиграфическая надпись дополняет сюжет картины стихами и несет в себе большое эстетическое значение.

Экспозиция «Современное искусство Кореи» знакомит с древними национальными традициями декоративно-прикладного искусства и живописи, сохраненные до наших дней Произведения, представленные в зале «Искусство Современной Кореи» обладают неповторимостью и индивидуальностью, так как в них гармонично сочетаются древние традиции и современные тенденции развития национального корейского искусства.

Новости

Открытие выставки Заслуженного художника России Дю Мен Су «Время перемен»

26 октября 2018 г. в 18:00 в Сахалинском областном художественном музее состоится открытие выставки Заслуженного художника России Дю Мен Су «ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН»

Мастер-классы по городецкой росписи

С 19, 20, 21 и 23 октября 2018 г. в 15.00 в Центре русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли», состоятся мастер-классы по городецкой росписи.

Матрешки и кокэси

17 октября в Сахалинском областном художественном музее открылась выставка декоративно-прикладного искусства двух стран: России и Японии «Матрёшки и кокэси».

Выставка-продажа изделий русского народного промысла «Городецкая роспись»

С 19 по 24 октября 2018 г. c 12.00 до 18.00 в Центре русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли», будет открыта выставка-продажа изделий русского народного промысла «Городецкая роспись».

День учителя

9 октября в Сахалинском областном художественном музее состоялся праздник, посвященный Дню учителя для педагогов, участвующих в музейно-образовательной программе "Здравствуй, музей!".

Школа восприятия

Ресурсный центр

На краю земли

Русский музей

Режим работы

Режим работы музея:

Вт-вс: с 10:00 до 18:00

Касса работает с 10:00 до 17:30

Четверг: с 10:00 до 20:00

Касса работает с 10:00 до 19:30

Понедельник - выходной.

Контакты

© 2010 ГБУК «Сахалинский областной художественный музей»
693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 137

Заказ экскурсий:                    8 (4242) 723-643               Факс: 8 (4242) 722-925

Отправить сообщение..